Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

На сегодняшний день чтение остается важным процессом в жизни человека. Для ребенка, это особенно важный источник получения всех возможных знаний об окружающем его мире. На сегодняшний день уровень чтения значительно снижается, как в семье, так и в специальных дошкольных организациях. К сожалению, значение книжного слова забывается и на первое место ставится интеллектуальное развитие ребенка. Также, нельзя не отметить, что телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребенка. Таким образом, остро встает проблема литературного развития детей. Литературное развитие можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности [3].

Процесс чтение влияет на все стороны развития ребенка. В процессе чтения проявляется сила действия эмоциональных реакций. Возникая во время чтения, они влияют на течение мыслительных или образных процессов и, в конечном счете, отражаются на влиянии книги, на поведении читателя  [2]. Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Эмоции усиливают действие интеллектуальных процессов. Так бывает, например, в убеждающей книге, которая в помощь логическим аргументам использует эмоциональные воздействия. В книге средством возбуждения является речь. При помощи речи один человек (автор) сообщает другому (читателю) об эмоциональных (то есть возбуждающих эмоции) объектах и этим вызывает реакции.

Книга влияет на чувства ребенка. Многие книги концентрируются на том, чтобы целенаправленно развивать различные грани специфических чувств. Именно сочетание между текстом и иллюстрацией является идеальной средой для развития у детей понимания чувств. Можно увидеть в некоторых исследованиях, что просмотр и чтение книжек усиливает диалог между родителями и детьми о чувствах. Через книги дети учатся выражать разные специфические эмоции и учатся также их дифференцировать. Это касается в первую очередь базовых эмоций (радость, досада, печаль, страх, отвращение, неожиданность, интерес), которые легко сочетаются с различимыми физическими формами выражения. В отличие от так называемых эгоистичных эмоций (таких, как гордость, стыд, смущение, чувство вины, зависть или ревность), которые гораздо труднее обнаружить на физическом уровне.

Дальнейший важный импульс, которые дети получают от книг, развитие родного языка. Целенаправленное чтение детских книжек с картинками способствует улучшению лексики и значения слов. Исследования показали, что дети, которые общались с детскими книгами и рассматривали иллюстрации с родителями, имели более обширную лексику. Наряду содействию общему развитию речи детей, благодаря чтению, они также получают знания в области структуры рассказа, что укрепляется в дальнейшем в собственных рассказах детей.

Не менее важным является вопрос о значении интереса ребенка к книге. Изучение читательских интересов традиционно является самой представительной областью в педагогической социологии искусства. Тихомирова И.И. говорит о том, что чтение – это творческое воссоздание написанного, общение с автором через систему художественных средств. А описанное С.Л. Соловейчиковым «любование, смакование, восторг, изумление, волнение, по мнению И.И. Тихомировой, в своей совокупности и составляют феномен, называемый интересом» [7].

 «Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности  – пишет И.И. Тихомирова.  –  Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают: если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность. По большому счету интерес как сила, влекущая к чтению, – это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблем, именуемых «кризис». Будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения» [7]. Надо отметить, что интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства [5].

Немаловажным в чтении является процесс восприятия прочитанного. Оно является первичным при работе с текстом произведений. Ребенок должен вообразить, представить словесные образы, нарисованные писателем, увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. Затем у ребенка возникает определенный интерес к данному произведению, эмоциональный отклик, далее на основании этого, он уже может отобразить прочитанное в самостоятельной деятельности, тем самым еще раз проникая в смысл произведения, его идею.

Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью и интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Дошкольный возраст, это период активного становления художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к художественному произведению идет от непосредственного наивного соучастия в изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художественные произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

· непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

· понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

· влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям.

Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Гурович Л.М. на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии:

· от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;

· после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным[4].

Таким образом, восприятие художественного произведения читаемого взрослым, зависит от богатства литературного опыта ребенка, которое связано в свою очередь с уровнем знакомых ему литературных текстов.

Хочется отметить также, что чтение не является в чистом виде передачей сведений от одного субъекта другому. В процессе восприятия печатной информации происходит активизация мыслительных способностей читателя, «возбуждение в голове индивида того, что имеется в ней благодаря личному жизненному опыту». Именно в этом заключается социальность чтения. Речь идет не о простом непосредственном восприятии человеком отдельных объектов, явлений окружающего мира и пополнении индивидуального жизненного опыта. В ситуации чтения, в его процессе индивид приобщается к коллективному опыту человечества или его отдельных групп, т.е., осуществляется своего рода социальная деятельность [1].

Влияя на сознание и поведение читателя, книга влияет на его взаимоотношения с окружающим миром. Она дает знания об окружающих явлениях, создает отношения к ним, побуждает воздействовать на них.

Под влиянием книги, происходит процесс социализации, агенты (которыми обычно являются родители и учителя), формируют у ребенка интеллектуальные, социальные и физические навыки и умения, необходимые для успешного выполнения своих социальных ролей. По  мнению классика западной социологии американского социолога Н. Смелзера социализация не является односторонним процессом, - не только общество влияет на индивида, но и индивиды сами приспосабливаются к требованиям общества, ищут с ним компромисс. Данное высказывание справедливо и в отношении литературного развития.

Н. Смелзер, отмечает, что дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе от таких вторичных агентов социализации как средства массовой информации (из телевизионных передач, газет, фильмов и др.). С уверенностью можно сказать, что детская литература, также оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения [6]. Книги, имеют непосредственное отношение к активности, побуждают не только к действиям, они помогают также выполнению этих действий, учат, как надо делать, дают соответствующие практические сведения и указания.

Таким образом, чтение художественной литературы ребенку-дошкольнику, оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. В детском чтении, также, реализуется воспитательная, образовательная, самообразовательная и коммуникационная функции, формирующие представления, ожидания и стандарты духовного мира подрастающего поколения. Также содержание детского чтения включает в себя принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами.

 

Список литературы

1.      Аникина М.Е. Чтение как фактор социализации молодежной аудитории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikfree.com/uchebniki-jurnalistika/chtenie-kak-faktor-sotsializatsii-molodjnoy-5016.html (дата обращения: 19.04.14).

2.      Вальдгард С.Л. Очерки психологии чтения.- СПб.: Изд-во РНБ, 2010.-135с.

3.      Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб.для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464. Ил.

4.      Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

5.      Дикова А.А. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству детской книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priobshchenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-iskusstvu- detskoy-knigi (19.06.13).

6.      Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования.- М., 2011 г.

7.      Тихомирова И.И. Интерес и сила, влекущая к чтению [Электронный ресурс]: Психология детского чтения от А до Я. – Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=254 (02.02.13).