Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В настоящее время особо остро стоит вопрос воспитания и обучения детей с девиантным поведением. Работа педагогов и психологов по профилактике девиантного поведения учащихся как составная часть пространства воспитательной работы с детьми направлены на реализацию ФГОС второго поколения. Стали открываться специальности в высших учебных заведениях, нацеленных на психолого-педагогическую профилактику девиантного поведения; на психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска; на психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию лиц с девиантным поведением.

В исследовательской литературе употребляется множество толкований понятия «Девиация».Н. Дж. Смелзер считает, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида [1, с. 197].Р. Мертон под девиацией видит причину в разрыве между целями общества и социально-одобряемыми средствами существования этих целей, и подчеркивает, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами [2, с. 299–313]. Я. И. Гилинский под девиацией понимает поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [3, с. 9].

Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я. И. Гилинский. Следовательно, девиантное поведение является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.

В аспекте педагогического подхода под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В аспекте медицинского подхода поддевиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В аспекте психологического подхода поддевиантным поведением понимается отклонение от социально- психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушение общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе [4, с. 12–13].

Девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения. Мы считаем, что среди многих определений наиболее правильным определение Р. В. Овчаровой, в котором подчеркивается, что «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями». По нашему мнению, именно этот вид отклоняющегося поведения наиболее характерен для детей группы риска массовой образовательной школы.

Психологические трудности, эмоциональнее расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. На практике психологи и педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно необходимо. Не случайно Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением [4, с. 9–10].

Таким образом, нередко приходится признавать, что мы имеем дело не с девиантным, отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым и отклоняемым взрослыми поведением детей и подростков. Другими словами, необходимо чѐтко и жѐстко различать тех, кто системно, постоянно и чаще всего целенаправленно проявляет себя неприемлемым образом и тех, кто в какой-то сиюминутной ситуации, а не систематически дает асоциальный или даже антисоциальный эмоциональный всплеск. Порой и тех и других относят к одному и тому же типу – девиантам. И всѐ же было бы явно ошибочно с педагогической точки зрения уравнивать эти две категории детей, подростков и юношей, так как к девиантам могут быть отнесены лишь те, кто не просто одноразово и случайно «отклонился» от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное, отклоняющееся поведение[4, с.9- 10].

Рассмотрим основные типы девиантного поведения, объединенные в группы по масштабности проблемы:

1.   Гиперкинетическое поведение. Такой тип нарушения характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, склонностью переходить от одного занятия к другому, не заканчивая ни одного из них, наряду со слабо контролируемой и чрезмерной активностью. Вместе с этим могут наблюдаться безрассудность, импульсивность,  склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил

2.   Делинкветное поведение. Под делинквентным поведением понимаются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над младшими и более слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов.

3.    Аддиктивное поведение. Под этим понятием подразумевается ранняя алкоголизация и наркотизация. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.

4.   Девиации сексуального поведения. Для подростков характерно недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация, поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении.

5.      Патохарактерологическое поведение. Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера.

6.     Психопатологическое поведение. Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

7.    Девиации, обусловленные гиперспособностями человека. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни [4, с. 11–12].

Рассмотрим основные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевания ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; отрицательная оценка взрослыми способностей детей; стрессовые жизненные ситуации; напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица  родителей); примеры  насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ; чрезмерная занятость родителей; конфликты с родителями; обилие запретов со стороны родителей (педагогов); постоянные нарекания, брань в семье; слабость интеллектуальной сферы ребенка; повышенная коммуникативность детей; низкий уровень эмоционально-волевого контроля детей; одиночество, непонимание другими; излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов); неспособность детей сопротивляться вредным влияниям; генетическая предрасположенность; неравномерность психофизического и полового созревания; отсутствие навыков социального поведения; снижение культуры, интеллектуального уровня; масса свободного времени; скука, «просто так»; желание обратить на себя внимание; неполные семьи; экономическая нестабильность; влияние улицы [5, с. 15].

Семья – основной фактор, влияющий на коррекцию детей с девиантным поведением. Именно в семье складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Г.П. Бочкарева выделяет следующие типы семей, в которых часто появляются дети с девиантным поведением:

–   семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

–      семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует  безразличие к потребностям ребѐнка при внешнем благополучии отношений. Ребѐнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

–    семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [6, с.135].

Таким образом, проанализировав литературу по проблеме девиантного поведения, мы сделали следующие выводы:

1. Девиация – это поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

3.    Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.

4.      Основные типы девиантного поведения: гиперкинетическое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, патохарактеологическое поведение, психопатологическое поведение, девиации сексуального поведения, девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

6. Главный фактор, влияющий на развитие девиантного поведения детей – это семья (среда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка).



Список литературы

1.      Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М. : Феникс, 1994. – 688 с.

2.      Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М. : Прогресс, 1966. – 512 с.

3.      Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. – Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с.

4.      Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2007. – 336 с.

5.      Cтепанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов.– М.: Академия, 1998. – 320 с.

6.      Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 2003. – 208 с.