Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В основе создания «Программы развития творческого потенциала учащихся основной школы» положены дидактические условия, которые активизируют познавательную, творческую деятельность школьников.

Цель Программы – развитие творческого потенциала учащихся основной школы на уроках естественнонаучного цикла с учетом их индивидуальных учебных возможностей и потребностей.

Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Она обеспечивает раскрытие познавательной деятельности учеников и является основой развития творческого потенциала учащихся основной школы в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла.

В Программе значительное внимание уделяется формированию, усвоению и развитию естественнонаучных понятий, а именно: четкому выделению необходимых и достаточных признаков понятий; правильному подбору примеров, обеспечивающих осознание учащимися существенного в объектах; рациональному сочетанию индукции и дедукции, формированию обобщений и использованию их в дальнейшей познавательной деятельности; использованию определений с целью уточнения формирующих понятий; выработке у учащихся умений осуществления прямых и обратных операций с понятиями; использованию понятий при решении познавательных и практических задач.

Задачи Программы предусматривают:

1.      Развитие творческого потенциала учащихся основной школы, устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков.

2.      Формирование и развитие продуктивной мыслительной деятельности школьников,  воображения, интуиции.

3.   Максимальную стимуляцию саморегуляции учебной деятельности.

4.   Создание условий для заинтересованности предметом.

5.   Развитие инициативности и активности школьников.

6.   Формирование и развитие различных глубоких, прочных системных знаний, умений и навыков.

7.   Формирование настойчивости при выполнении творческих заданий.

Научным обоснование программы развития творческого потенциала учащихся основной школы является учет обоснованных научных исследований.

З.А. Абасов отмечал, что школьное образование должно быть достаточно эластичным, чтобы оно давало пространство здоровым, четко выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. Все положительное, ценное из личных дарований и склонностей, должно быть развито [1, с. 56-62].

Г.Н. Щукина считает, что процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленное к общей цели – получение учащимися знаний, умений, навыков, их развитие и воспитание [3, с. 187].В центре процесса школьного обучения находится познавательная деятельность ученика, его постоянное движение к познанию все более широкого круга явлений и процессов, к пониманию все более глубоких и существенных связей и зависимостей между изучаемыми процессами и отраслями научных знаний.

Базовыми научными идеями и подходами, на которых построена программа являются:

1.   Мотивация учения. Не сформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать главной причиной его слабой успеваемости. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов.

2.    Индивидуализация и дифференциация учебной деятельности. В начале XXI века дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания учащихся стала основополагающим принципом работы средних общеобразовательных учебных заведений России и предусматривает обеспечение условий для мотивации учения. Создается педагогическая система на основе учета образовательных потребностей, возможностей и познавательных интересов школьников, которая обеспечивает как работу с одаренными детьми, так и предупреждения неуспеваемости и отставания учащихся.

Дифференцированное обучение – это обучение, базирующееся на принципе разделения, расслоения целого на различные части, формы, ступени и педагогической технологии дифференцированного обучения и создания различных условий обучения для различных образовательных учреждений, классов, групп с целью учета индивидуальных особенностей школьников [5].

Индивидуальный подход является необходимым условием эффективности педагогического процесса  и творческого развития учащихся. Каждый ученик является индивидуальностью, имеет присущие ему особенности, влияющие на успешность учебной работы, скорость и прочность запоминания и осмысления учебного материала, на интерес к учебному предмету [4, с. 78].

Таким образом, когда ученик затрудняется выполнить отдельные действия или систему действий, целесообразно проработать комплекс упражнений, выполнение которых он объяснял бы, комментируя выбор и порядок действий. Нужно привлечь внимание школьника в структуру учебной деятельности, то есть порядок выполнения учебных  действий. Если ученик  не может выполнять действия автоматически, то ему  полезно дополнительно поработать с упражнениями в ранее определенном в достаточно быстром темпе. Когда обнаруживается, что ученик творчески не способен использовать усвоенные умения и навыки в новых условиях, нужно организовать для него решения нестандартных задач с анализом методики их решения.

3.   Креативность. Отображает необходимость выявления возможностей содержания учебного материала для усиления его ориентации на формирование личности ученика. При планировании и организации взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения содержание учебного материала должно максимально использоваться для развития мотивов, характерологических особенностей, творческого потенциала и психических процессов, имеющих ведущее значение для творческой деятельности и обеспечивать развитие дивергентного мышления, умений генерировать новые идеи, находить нетрадиционные пути решения проблемных задач. Реализации принципа в практической деятельности способствует анализ содержания учебного материала с целью его креативного усиления, применение учебно-творческих задач, методов и приемов стимулирования творческой активности учащихся [5].

4.    Активность в обучении. Ю.К. Бабанский отмечал, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно и согласно определенных целей. При этом человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отражает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [2, с. 223].

Современная дидактика придает большое значение развитию в процессе усвоения самостоятельности и творческой активности школьников. В ходе уроков необходимо находить возможности  для самостоятельной работы учащихся. Следует поощрять самостоятельные примеры, осмысленный перевод текста изученного параграфа, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а хотели сами найти ответы на предложенные учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество, нужно отказаться от чрезмерной опеки учащихся, быстрых подсказок, давать им возможность самостоятельно находить выход из возникающего учебного затруднения.

5.   Разноуровневость и вариативность содержания задач, форм и методов обучения. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что нельзя требовать от ученика невозможного. В обучении должна быть индивидуализация в содержании умственного труда, характере задач и во времени. Один получает задание труднее, второй – легче, один получает три задачи, второй – одну за урок. При такой работе ученики движутся вперед: только один скорее, другой – медленнее. Такое обучение приносит моральное удовлетворение, радость открытия [6, с. 218].Обеспечение дидактических условий творческого развития учащихся основной школы предполагает учет взаимосвязи обучения и развития учащихся, зависит от их возраста и в основной школе приобретает творческий характер, профессиональной доминанты.

Программа основывается на методическом подходе обеспечения дидактических условий творческого развития учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественного цикла, который включает объективный и субъективный аспекты.

 

Список литературы

1.      Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологи, 2002. – №5. – С. 56 – 62.

2.      Бабанский Ю.К. Педагогика. – М. : Просвещение, 1988. – 478 с.

3.      Педагогика школы: Учеб. пособ. для студ. ин-тов. / Под ред. Г. И. Щукиной. – М. : Просвещение, 1977. – 384 с.

4.      Степанова Г.Н. Актуальные проблемы обновления содержания и технологий обучения физике в основной школе: Монография /РАО ин-т общего среднего образования .- Санкт-Петербург , 2000.

5.      Степанова   Г.Н.  Обновление  содержания  физического  образования  в   основной  школе  на  основе информационного подхода: Дис. ... д-ра пед. наук (13.00.02). – М., 2002. – 483 c.

6.      Сухомлинский В.А. Умственное  воспитание и образование  ребенка / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: в 5 т. – Т. 3. – М. : Просвещение, 1977. – 670 с.