Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Профессиональное самоопределение является одним из наиболее значимых этапов в жизни каждого человека. Правильный выбор профессии - залог его «устойчивости» в обществе, стабильного позитивного внутреннего настроя, удовлетворенности жизнью в целом.

Безусловно, на выбор сферы профессиональной деятельности оказывает большое влияние индивидуальные способности и сферы проявления интереса. Но и факторы влияния внешней среды на этот процесс нельзя оставить без внимания. К таким факторам можно отнести ситуацию в обществе, в котором происходит формирование человека как субъекта деятельности; престижность избранной профессии; условия, в которых будет осуществляться будущая профессиональная деятельность; ситуация сложившиеся на рынке труда; мнение ближайшего окружения человека (друзей, родителей), их уровень культурного развития и некоторые другие специфические факторы.

Но основная роль в процессе профессионального самоопределения принадлежит, на наш взгляд, психологическим фактором. По мнению ряда исследователей, интерес к будущей деятельности является важнейшим компонентом мотивации. Интересы подразделяют на профессиональные и целевые. При профессиональных интересах человек получает положительные эмоции от самого процесса деятельности, при целевых интересах он испытывает удовольствие от значимости поставленной цели. [1,116]

Выбор профессии - чаще всего осознанный выбор, который определяется состоянием на данный момент, мотивационной сферы, глубоким личностным самоанализом, собственных интересов, потребностей и профессиональной пригодности к избранной деятельности.

Выбор профессии – это акт профессионального самоопределения, это осознанное, самостоятельное определение смысла предстоящей профессиональной деятельности в данных социально – экономических условиях [4,29]

На наш взгляд, не следует считать определение будущей профессии финальным этапом профессионального самоопределения. Профессиональная деятельность - это долгий путь, на котором человек последовательно принимает определенное решение. Это – процесс саморазвития, базирующегося на опыте прошлых лет и определяющего его будущего.

Исследователи профессионального самоопределением в подростковый период считают, что внутренняя активность человека в этот период вполне может привести к трансформации собственных желаний, требований окружающей среды, их сочетаемости, что в конечном итоге может привести и к трансформации первоначального выбора профессии. На данном этапе становления общества приоритетным фактором при выборе будущей профессии является личностно – материальный. Общественная мотивация все чаще и чаще отступает на второй план. [3,15]

От того, насколько правильно сделан профориентационный выбор, зависит уровень гармонии во взаимодействии человека и окружающего его мира. Правильность данного выбора , в свою очередь, зависит от ряда причин:

1)      адекватная оценка собственных взаимодействий человека и требований, предъявляемых выбранной профессией;

2)      адекватная оценка уровня собственных притязаний.

3)      индивидуальные особенности развития самосознания человека.

4)      уровень самоконтроля человека и окружающего мира. [3,15]

Ошибочный выбор профессиональной деятельности возможен под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. К первым можно отнести отсутствие внешних условий, необходимых для осуществления задуманных планов, например, отсутствие профильного учебного заведения в регионе проживания, высокая стоимость обучения и т.д. .

К субъективным факторам можно отнести неадекватное представление собственных профессиональных наклонностей, нечеткое представление о том, чем предстоит заниматься в будущем.

Большое влияние на профессиональное самоопределение оказывает само обучение в учебном заведении. В этот период происходит значительное увеличение объема информации о предстоящей профессиональной деятельности, что неизбежно сказывается на формировании как негативного, так и позитивного отношения к выбранной профессии.

По данным, полученным в результате анкетирования первокурсников, лишь половина из них полностью уверены в правильности своего профессионального самоопределения. [5,334]

Однако, по утверждению исследователей, работающих в области изучения профессионального выбора, возможно прогнозирование степени удовлетворенности личности собственным выбором. Посредством всестороннего анализа ее профессиональных интересов, который может способствовать более адекватному выбору профессии. [5,340]

Несмотря на наличие связи профессиональных интересов и личностных особенностей, по мнению ряда исследователей, достижение значимых успехов профессиональной деятельности в основном зависит от профессиональных интересов. Именно они оказывают влияние на формирование удовлетворенности профессией как в процессе ее усвоения, так и в последующей профессиональной деятельности. Позитивное отношение к профессии - основное условие успеха в профессиональной деятельности.

Выбор будущей профессии, как и любой другой выбор, представляет собой принятие определенного решения. Это процесс предпочтения одного элемента из существующих в данной ситуации альтернативных вариантов. Выбор будущей профессии – это чрезвычайно сложный ментальный процесс, требующий наличия глубоких знаний о ней, представления собственных целей, способов их достижения, предвидение возможных последствий принятого решения. Это – осознанные действия, развернутые во времени.

Являясь мотивированным поведением, профессиональный выбор происходит под воздействием двух факторов: личностного и ситуационного. Личностный фактор – это совокупность потребителей, мотивов, личностных установок и ценностей. Ситуационный фактор – это совокупность условий, окружающих человека извне (отношение с другими людьми, оценки и реакция окружающих на предполагаемый выбор и др.). [6,121]

Выбор профессии – это, по сути, проблема определения смысла жизни. Но при решении данной проблемы довольно часто происходит замена понятия ―смысл‖ на понятие ―значение‖. При этом неизбежно профессиональная деятельность отдаляется от личности. Человек перестает развиваться как личность и превращается в робота – функционала, просто живущего и выполняющего свою работу. Только с обретением цели профессиональная деятельность может занять место в ряду жизненных смыслов. [2,179]

Ценностные отношения к выбранной профессии возможны только тогда, когда она не вступает в противоречие со сформировавшимися ранее личностными установками. Только тогда возможно профессиональное становление личности. В этом заключается неразрывная дуалистическая связь личностного и профессионального развития.

Есть все основания полагать, что в нынешних социально-экономических условиях наблюдается процесс ломки устоявшихся стереотипов относительно профессии. Из-за расплывчатости ценностных представлений о профессиональной деятельности, как в сознании отдельного человека, так и общества в целом, во главу угла ставится не сама профессия, а определенный жизненный уровень, который достигается при помощи данной профессии. Иными словами, профессия все чаще становится лишь инструментом добывания материальных благ.

Отношение к педагогической деятельности неоднозначно и порой противоречиво. Оно напрямую связанно с тем социально-экономическим уровнем, на котором находится общество на данном этапе своего развития.

В эпоху экономического роста и процветания, образованию уделяется пристальное внимание. Ему отводится весьма важная роль распространителя достижений в области науки и культуры, передачи их подрастающему поколению. Во времена экономического спада, интерес к профессии учителя существенно падает. Появляется мнение, что все неудачи в обществе напрямую связанны с неспособностью образования выполнять свои задачи, ставится под вопрос квалификация педагога.

Следует заметить, что в современном обществе, человек, выбирая тот или иной  перспективный вид деятельности, во главу угла ставит не только обретение в процессе этой деятельности положительных эмоций, но и типично прагматические цели. Внешняя мотивация уступает место внутренней, общественная значимость профессии теряет силу, личностные, наоборот, набирают вес.

Предметом нашего дальнейшего исследования являются студенты инженерно-педагогического отделения Поволжского государственного колледжа, получающие по его окончании диплом мастера производственного обучения с правом преподавания специальных технических дисциплин. Однако, анкетирование, проведенное среди студентов выпускного курса по специальностям «Сварочное производство», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» показало, что лишь незначительная часть студентов этого отделения рассматривает педагогическую деятельность в качестве основной, связывая свою дальнейшую жизнь исключительно с полученной в колледже технической специальностью. Будучи типичной, данная ситуация приводит к кадровому дефициту мастеров производственного обучения/преподавателей технических дисциплин в большинстве средних специальных учебных заведений.

На наш взгляд необходимо дальнейшее, более глубокое изучение этой проблемы с последующей методической разработкой комплекса мер, направленных на позитивное изменение сложившейся ситуации.

 

Список литературы

1.      Галаль А.С. Структура профессиональной мотивации у студентов педагогических университетов (опыт сравнительного российско-йеменского исследования). Дисс…к. психол. н. - СПб., 2001 - 178 с.

2.      Котов И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д., 1997. - 193с.

3.      Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте. Автореф. к. психол. н. – Ростов/Д., 2000.-23с.

4.      Пряжников С.Н. Профессиональное и личностное самоопределение.-М., 1996.

5.      Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. - 627 с.

6.      Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопр. психол. 1996 №3. С. 116-132.