Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Одним из педагогических условий ориентации старшеклассника  на гуманистические  ценности в профильном образовании является построение адекватной системы педагогического сопровождения данного процесса. Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности определяется нами как сложное динамическое образование личности, интегрирующее в себе процесс и результат осознанного освоения (принятия) гуманистических ценностей, социальных норм, образцов поведения и отношений в целях выбора стратегии своего жизненного пути. В свою очередь, педагогическое сопровождение определяется нами как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, с одной стороны, в предупреждающем процессе научения старшеклассника самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, с другой стороны, в постоянной готовности адекватно реагировать на ситуации эмоционального дискомфорта ребѐнка.

Реализация данного педагогического условия – педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности – предполагает участие педагогов в разработанном нами Проекте «Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности  в условиях гуманизации образовательного пространства», состоящем из совокупности модулей.

Пропедевтический модуль представляет собой деятельность «Клуба молодых педагогов» по реализации компенсаторной функции (способствующей удовлетворению потребностей школьников, связанных с их стремлением к взрослости) педагогического  сопровождения в образовательном пространстве  школы.  В нѐм предусмотрены такие направления, как: 1) Природный мир и старшеклассник; 2) Природный мир и социальная среда; 3) Природный мир как культурная среда; 4) Природный мир как информационная среда; 5) Природный мир как пространство чувств старшеклассника; 6) Коммуникативная составляющая ориентации старшеклассника на гуманистические ценности.

Информационно-прикладной модуль для учителей-классных руководителей реализовывается в ходе практикума «Педагогическое корректирование субъект-субъектных отношений в системе ―педагог – воспитанник‖», который включает в себя следующие темы: 1) «‖Культурное воздействие‖ не есть ―культурное насилие‖»; 2) «Идея абсолютной ценности ребенка: миф или реальность?»; 3) «Категория ―ориентация личности на гуманистические ценности‖ – антропологическая константа?»; 4) «Педагогический процесс и реабилитационное подпространство, центрированное на ребѐнка».

Развивающе-образовательный модуль для разных категорий учителей представлен тренингом «Выбор методов и приѐмов социально-педагогического сопровождения» и состоит из ситуативных заданий, направленных на оказание помощи школьнику в обретении собственного культурного опыта в интересной для него практической деятельности (проектно-исследовательской, практико-ориентированной, прикладной), в противовес познанию культурного опыта по рассказам об опыте других.

Тематика занятий данного модуля: 1) Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и новые задачи развития образования; 2) Проблема формирования культуры личности и гуманистические ценности по О.С. Газману; 3) Положения  ценностно ориентированного подхода  и их сущностные характеристики;  4) Формы существования гуманистических ценностей (определение форм на основе диалектики); 5) Педагогические аспекты ценностных ориентаций в работах А.В. Кирьяковой; 6) Гуманистические ценности как составная часть психологической структуры личности; 7) Система ценностных ориентаций и ориентация старшеклассника на гуманистические ценности: панорама смыслов.

Освоение педагогами технологии педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании должно происходить в соответствии со следующими этапами: диагностическим (выявление и фиксация проблемы), поисковым (совместный поиск причин возникновения проблемы), договорным (проектирование действий каждой из сторон с распределением функций и ответственности), деятельностным (обеспечение успеха в разрешении проблемы) и рефлексивным (анализ достигнутого в решении проблемы).

Так, на первом этапе – педагогической диагностики выявляются наиболее типичные проблемы старшеклассников в организации собственной деятельности по освоению (принятию) гуманистических ценностей, социальных норм и образцов поведения: старшеклассники могут не осознавать значения гуманистических ценностей, не соотносить их с системой личных ценностей. Выявленные проблемы должны рассматриваться с учѐтом индивидуальных особенностей учащихся с целью определения возможных факторов риска для личностного развития каждого ученика, на основании чего затем делаются выводы о более эффективных путях дальнейшей ориентации на гуманистические ценности.

На этапе целеполагания основной задачей для субъектов педагогического сопровождения является определение комплекса целей помощи конкретным ученикам и ориентации их на решение выявленных проблем. Педагогическим аспектом целеполагания являются: осознание спектра объективных ценностей культуры, умение выбирать нравственные ориентиры как основу жизнедеятельности, осознание личной значимости гуманистических норм.

Третий этап процесса педагогического сопровождения связан с прогнозированием и планированием решения задач по достижению поставленных целей. Педагогическое сопровождение на данном этапе выполняет активизирующую функцию, которая заключается в том, что старшеклассник приобретает способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить «избыточные» цели, выбирать наиболее эффективное решение проблемы, что содействует преодолению затруднений в различных видах деятельности. Такая активность должна не только стимулироваться, но и поощряться, а старшеклассник  должен выступать как инициатор, способный приложить усилия по освоению (принятию) гуманистических ценностей.

Четвертый этап характеризуется педагогическим сопровождением проектно-исследовательской деятельности старшеклассника. Сопряженность данной деятельности с процессом ориентации старшеклассника на гуманистические ценности определяется взаимосвязанностью составляющих ориентации личности на гуманистические ценности («поиск – оценка – выбор – проекция» и адекватных методов, приѐмов и средств осуществления проектно-исследовательской деятельности.

И наконец, пятый этап педагогического сопровождения – этап анализа результатов произведѐнных действий и их оценка. При анализе результативности учителя должны стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность с акцентом на нравственные ориентиры. При этом должны учитываться не только достижения программных требований, но и перспектива развития личности и еѐ ориентации на гуманистические ценности.

Таким образом, процесс овладения педагогическим коллективом технологией педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности осуществляется поэтапно: от пропедевтической деятельности по разрешению возникающих проблем работы со школьниками – к осмыслению сущности процесса педагогического сопровождения – к практико-ориентированной деятельности в реальных условиях образовательного учреждения с включением компенсаторной функции ориентации старшеклассника на гуманистические ценности. При этом немаловажным является согласование методов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса в школе, его направленностью на снятие возникающих проблем в окружающей действительности.

В процессе педагогического сопровождения важно поддерживать и направлять самоанализ старшеклассника, содействовать его осознанным действиям в ситуациях значимого выбора. Стимулируя проявление данных качеств у старшеклассника, помогая ему осознавать их (свою обращѐнность на внешний мир и на свое «Я»), поддерживая в нѐм эти способности, педагог активизирует в школьнике значимость субъектных свойств для нахождения способов ориентации личности на гуманистические ценности.

 

Список литературы

1.      Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ шк. технологий, 2010. 336 с.

2.      Бобылева, А.А. К проблеме ориентации старшеклассника на гуманистические ценности [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный науч. журн. 2011, Янв. ART 1513. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1513.htm.

3.      Бобылева А.А. Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2010. № 4 (48). С. 72 – 76.

4.      Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд., перераб. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 188 с.

5.      Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания : материалы науч.- практ. конф. Кострома: [Б.и.], 2005. С. 322 – 329.

6.      Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодѐжи: автореф. дис … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2008. 18 с.