Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ «ТАЙНЫ» ИНСТИТУТА БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Во все времена прогрессивно мыслящие люди пытались найти решение так называемого «женского вопроса». Интерес к этой проблеме объясняется различными причинами и постоянно «подпитывается» из разных источников. Популярной остается тема борьбы женщин за получение высшего образования в конце XIX – начале XX вв. Однако предыстория этого процесса - женское образование в России в XVIII - начале XIX вв. мало освещена в научной литературе [1].

Время царствования Екатерины II принято считать «золотым веком образования». Едва вступив на престол, Екатерина II задумала образовательную реформу, в ходе осуществления которой возникла система народного просвещения. Главным помощником императрицы в деле просвещения стал президент Академии художеств И.И. Бецкой.

Екатерина II придерживалась мнения, что задача обучения не в сообщении ребенку известного объема знаний, а в возбуждении в нем самостоятельности, поэтому обучение должно быть наглядным. Учение надо делать приятным, чтобы оно казалось ребенку отдыхом, а не трудной работой; не принуждать к нему силой, предоставлять в этом отношении свободу детям, не стеснять их независимость; дисциплина при воспитании должна не подавлять и уничтожать личность ребенка, а напротив, возбуждать и возвышать ее; воспитывать необходимо собственным примером, руководствуясь не прихотью и произволом, а доброжелательностью, воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы не дать времени пороку укрепиться в нем, надо удалять детей от дурного общества, в котором они могут заразиться [4].

Создавая Смольный институт благородных девиц («Императорское воспитательное общество благородных девиц»), последнему воспитательному принципу императрица придала особое значение [2]. Имея в виду сформулированные Екатериной II цели нового женского учебного заведения, И. И. Бецкой и его сотрудники внимательно изучили материалы о женских учебных заведениях на Западе и разработали Устав «Общества», который вобрал в себя лучшие педагогические идеи и во многом был выше Уставов западноевропейских учебных заведений того времени.

В Уставе нашли отражение взгляды Локка, Руссо, Дидро, Гельвеция, мысли аббата де Сен-Пьера, доктора Саншеса. Екатерина хотела давать женщинам не только воспитание, но и образование, и притом общее, а не приспособленное к каким-нибудь специальным «женским» целям. Конечную цель воспитания составители Устава Смольного  института видели в том, чтобы «…девицы не привыкли  излишне важничать и  излишне унылый вид являть, были не по принуждению скромны, ласковы, вежливы и учтивы, умели преобразовывать сведения, не столь ученые, сколь общие» [2].

В образовании, какое полагалось Уставом для воспитанниц Смольного, четко просматриваются две цели – внешняя и внутренняя. Внешняя должна была достигаться обучением воспитанниц иностранным языкам так, чтобы они умели не только хорошо читать и писать на них, но и говорить. Внутренняя - дать воспитанницам материал для развития самостоятельного мышления, для расширения дальнейших их познаний.

Устав разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее двенадцати лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось двенадцать учительниц на двести воспитанниц [4].

Программа обучения была разделена по возрасту. Первому возрасту (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы. Во втором возрасте (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством. Третьему возрасту (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году). Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию.

Строго по возрасту определялось и время для сна. Младшим полагалось спать девять часов, а старшим - семь с половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться - в разное.

Повседневная жизнь в Смольном отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Внешний вид смолянок был прост и скромен: одевались и причесывались они строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета; для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; в третьем возрасте форма была серого цвета, а в четвертом возрасте носили платья белого цвета.

Режим для воспитанниц предусматривал подъем в 6.00; с 6.00 до 8.00 - туалет, молитвы; с 8.00 до 9.00 - завтрак; с 9.00 до 12.00 - занятия в классах с перерывом; с 12.00 до 14.00 - обед и прогулка; с 14.00 до 17.00 - занятия в классах (с переменой учителей); с 17.00 до 18.00 - чай; с 18.00 до 20.00 - приготовление уроков и прогулка; с 20.00 - ужин.

Воспитательная сторона была подчинена выработанной И. И. Бецким особой системе, которая имела в виду физическое, физико-моральное, собственно моральное и дидактическое воспитание.

Для физического воспитания девочки были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Воспитанницам предписывалось чаще бывать в движении на свежем воздухе и летом и зимой. Дети проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой они катались на коньках и на санках; летом играли в лапту и пятнашки; для младших практиковалась игра в мяч, для старших – в лаун-теннис и крокет. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. Шестые и седьмые классы занимались еще и ритмической гимнастикой.

Детей запрещалось кормить пряными и возбуждающими веществами и требовалось приучать их «…есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливыми». Реестр кушанью (меню) гласит: «Пища должна быть здоровой и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно».

Физико-моральное воспитание основывалось на тезисах:  «Праздность есть мать пороков, а отец всех добродетелей – трудолюбие» и «Трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца».

В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике.

Собственно моральное воспитание опиралось главным образом на требование «удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.

Дидактическое воспитание осуществлялось посредством следования правилу действовать на девочек только личными нравственными примерами: учителя обязывались обращаться с «благородными девицами» кротко, гуманно, ласково и справедливо. Умеренность, кротость и благоразумие должны были быть главными качествами воспитателей. Телесные наказания не допускались вовсе. Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» [4]. Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.

Основная педагогическая нагрузка в Смольном институте лежала на хрупких плечах классных дам. Они заботились о воспитании характера, успехах, поведении, манерах и гигиене воспитанниц. Впоследствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы. За многолетний труд для классных дам был установлен особый наградной знак – «Оранжевый бант "За труды"» и серебряный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны».

Значительные успехи в деле светского воспитания девушек определялись, прежде всего, подбором преподавателей. В разные годы занятия по русскому языку и словесности вели А.В. Никитенко, Н.А. Вышнеградский, О.Ф. Миллер; по истории - И.П. Шульгин, Н.И. Семеневский, В.С. Борзаковский, И. И. Лаппо; по музыке - И. Прач, И. Кавоз; по истории изящных искусств - главный хранитель Эрмитажа Л. И. Сомов; по рисованию - профессор Академии художеств В.К. Жибуев. Инспектор классов К. Д. Ушинский оставил заметный след в деятельности института: он провел в нем ряд прогрессивных преобразований, в числе которых новый учебный план с большим количеством часов, отведенных на русский язык, географию, историю, естествознание и др.

Показательно, что за 150 лет существования Смольного института в нем сменилось всего 9 начальниц [3]. Начальницами Смольного были: Анна Сергеевна Долгорукая (1764 г.), Софья Ивановна де Лафон (1764-1797 гг.), Елизавета Александровна Пальменбах (1797-1802 гг.), Юлия Фѐдоровна Адлерберг (1802-1839 гг.), Мария Павловна Леонтьева (1839-1875 гг.), Ольга Александровна Томилова (1875-1886 гг.), Мария Петровна Новосильцева (1886-1895 гг.), Елена Александровна Ливен (1895-1915 гг.), Вера Васильевна Голицына (1915- 1919 гг.).

В Смольный институт, учрежденный первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение, принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Однако в 1765 году при институте открылось отделение и «для  мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству [3].

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые из них становились фрейлинами. Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Устав института был строг – видеться с родными девушки могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Родители и родственники давали письменное обязательство о том, что они ни под каким предлогом не станут требовать обратно отданную туда на воспитание девочку.

В разные годы среди воспитанниц Смольного были: дочь А.В. Суворова, жена А.Н. Радищева, дочери Ф.И. Тютчева, Елена Полтавцева – будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Из стен «Общества» вышло много педагогов: С.И. Сабо - начальница Санкт-Петербургского института принцессы Ольденбургской; Н.К. Неманн - начальница первого женского пансиона в Ярославле. В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова - педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами.

Выпускницами Смольного были многие образованные женщины: физик В.Е. Богдановская и первая в России женщина-архитектор Н.А. Новаковская. В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас и одна из первых футуристок. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели – арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе [3].

Основанный Екатериной II по инициативе И. И. Бецкого в 1764 году Смольный институт («Императорское воспитательное общество благородных девиц») был создан для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» [1]. Институт многие годы являлся образцом для устройства всевозможных женских заведений: пансионатов для девиц, женских институтов, частных женских пансионов. По подобию Смольного возникли 27 таких же учебных заведений во всех губернских городах, где в девочках воспитывали почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели [2].

 

Список литературы

1.      Кацалова, Н.Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение [Текст] / Н. Ф. Кацалова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г.Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 44-47.

2.      Козлова, Н.И. Из истории женского образования в Санкт-Петербурге. - СПб., 1996.

3.      Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ века. - М., 1993.

4.      Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1-2. - М., 1993, 1999.