08 февраля 2016г.
Современное образование выходит на новый уровень своего развития. И целесообразно точно определять, какие цели и задачи объединяют его и, какие результаты должно получить общество в итоге нововведений в систему образования. В одной из своих работ Бусыгин А.Г. объясняет, что человечество для собственного спасения от катастрофы стоит перед необходимостью реализации стратегии устойчивого развития и необходимостью, вследствие этого, изменения характера жизнедеятельности человека XXI века. Для этого ему необходимо построить качественно иную систему образования и воспитания, которые включают новые знания об окружающей среде и здоровье (в широком смысле) человека, новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей Земли, основанные на общечеловеческих ценностях. [2] Для этого он останавливается на теории образования для устойчивого развития.
Проблема устойчивого развития не нова в обсуждениях на разных политических, экономических, социальных, образовательных уровнях. Сохранение среды жизнедеятельности человека, рациональное использование и восполнение природных ресурсов, поддержание продуктивного безопасного взаимодействия людей на уровне малых групп и межгосударственного общения… развитие личностного потенциала каждого человека, удовлетворение ненасыщаемых потребностей людей – вызовы времени, лежащие в основе проблематики устойчивого развития. Важную роль в продвижении решений обозначенных проблем играет образование – приоритетный фактор прогресса в человеческом сообществе и взаимодействии.
Всемирная Конференция по окружающей среде и развитию (ВКОСР, 1992г.), ряд конференций ООН по устойчивому развитию (с 1972г. по 2004г.), Всемирный саммит по устойчивому развитию (2002г., 2004г.,) подготовили и на 5-й сессии Генеральной Ассамблее ООН, выполняя принятые положения «Повестки дня на XXI век», объявили десятилетие 2005-2014гг. Декадой образования для устойчивого развития (ОУР). Целью десятилетия стало продвижение общественного понимания важности обучения и подготовки кадров для утверждения устойчивого развития с учетом баланса трѐх составляющих компонентов окружающей среды: природы, общества, экономики. [4]
Образование для устойчивого развития, образование в интересах устойчивого развития становится глобальным проектов, в результатах которого заинтересован каждый человек на планете Земля.
Устойчивое развитие - это такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей настоящего поколения осуществляется без ущерба для будущих поколений людей, это управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс человеческой цивилизации. Данное определение не столько объясняет сам термин, сколько перечисляет цели развития цивилизации. Другими словами, устойчивое развитие – это социально желательное, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие общества. [3]
Образование, как «инвестиции в будущее», представляет собой связующий инструмент устойчивого развития и призвано реализовать:
o создание информационно-образовательного поля для освещения и обсуждения вопросов о состоянии окружающей социо-природной среды и осознанию того, что каждый член общества может сделать для еѐ благополучия;
o формирование и принятие каждым членом общества принципов реализации устойчивого развития;
o подготовка «специалистов в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства»;
o формирование личности с новой формой сознания и мировоззрения, осознающей ценности жизни, как возможности жить и развиваться в благоприятной социо-природной среде, и потребности в сохранении природной составляющей в культурной и экономической деятельности человека. [5]
Социальные исследования образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества показывают, что от системы образования зависит «отрефлексированное и обоснованное понимание как аксиологии современного образования, возможности влияния образования на духовные и нравственные приоритеты личности, так и актуализации стратегии стабильного общественного развития в XXI веке». Образование даѐт полную возможность человеку и обществу раскрыть свой потенциал и одновременно в полной мере формировать мировоззрение, позволяющее иметь возможность оценивать и решать стоящие перед человеком и социумом задачи, вычленять ценностную значимость материального и духовного мира, осваивать навыки поведения, совместимого с устойчивым развитием, проблемы которого реально включаются в содержание всех дисциплин и учебных программ образовательных учреждений и внеурочной деятельности.[6].
Итоги десятилетия ОУР ещѐ будут подведены и осмыслены. Однако ряд позитивных наработок уже можно обозначить. Инициатива развития ОУР по праву принадлежит во всем мире экологическому образованию (ЭО). Однако, только равнозначное развитие экологической, социальной и экономической составляющих, позволяет говорить об образовании в интересах устойчивого развития.
Экологическое образование в интересах устойчивого развития занимает приоритетное место. Экологические кружки и секции, «Экология» как учебные курсы в школьной программе, экологические конкурсы и олимпиады, региональные, всероссийские и международные проекты – являются этому подтверждением. Проекты «Повестка дня на XXI век для дошкольников», «Эко-школа», «Зеленый флаг», «Капля воды», «Вода в большом городе», «Балтийское море – наш общий дом», «Защитник Земли»… в своей методологии основываются на стандартах экологической оценки и менеджмента ISO 14001. Можно отметить и положительный опыт работы у созданных Центров ―Эко-Согласие‖, сайт «Эко-голос», «Форум для будущего», ассоциации «Экологическое образование» (для людей разного возраста) и проект «Магистратура по специальности ―устойчивое развитие‖» продолжают этот список. В Москве, в Санкт-Петербурге, в Республике САХА (Якутия), в Республике Башкортостан, в Мордовком национальном округе … апробированы учебники по экологии и устойчивому развитию на региональных компонентах. Московский институт открытого образования, Санкт-Петербургский государственный университет, географический и химический факультеты МГУ, Международный университет «Дубна», кафедры ЮНЕСКО в российских университетах целенаправленно работают в области ОУР: реализуется учебная программа «Экологический менеджмент в педагогическом ВУЗе», «Концепции, системы и практика сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях», выпускаются учебники, справочники о роли высшей и общеобразовательной школы в реализации Концепции устойчивого развития. Утвержденная Президиумом РАО в 2010 году Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе обозначила ведущую цель в образовании школьников:
- формирование у обучающихся экологического мышления и его творческое применение;
- накопление личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, ориентированного на ценности устойчивого развития, как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни (6).
Обозначенные позиции тесно перекликается с основами новых федеральных образовательных стандартов для дошкольного, начального, среднего и основного общего образования. Как и ОУР основные инновации во внедрении ФГОС направлены на личностно-ориентированное обучение, ситуационно-деятельное моделирование, метапредметные связи и компетентностный подход. Результаты внедрения ФГОС НОО уже реально поддаются оценке. Требованием времени стало создание развивающей социо-природной образовательной среды; единство учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования; моделирование совместной деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе и с социальными партнѐрами во внеклассной/внешкольной работе; активное вовлечение обучающихся в проектную, исследовательскую работу; отбор содержания учебного материала и практико-ориентированных учебных заданий.
Продвижение образование для устойчивого развития имеет свои результаты и вне учебных организаций. Изменилось отношение к энергосбережению, к экологически чистым продуктам, к контролю над загрязнением воздуха в мегаполисах, сохранению природных водоемов, лесных массивов.
Образование в интересах устойчивого развития не имеет строго оформленного определения и не является приоритетным направлением в развитии науки и технологий в Российской Федерации. Однако неоспоримым фактом в его развитии является интеграция отечественного образования в международные образовательные системы, объединение усилий мирового сообщества по сохранению благоприятной социо-природной среды жизнедеятельности человека. А переход от репродуктивного к творческому обучению, компетентностный подход в обучении и воспитании, непрерывное образование через всю жизнь, реализация ценностно-мотивационной ориентации личности стали основой образования, которое мы сейчас создаем и всецело реализует задачи образования в интересах устойчивого развития.
Список литературы
1. Алексеев, С.В. Менеджмент качества образования как технология становления образования для устойчивого развития// XXIII Международная конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: РИО + 20» (Москва, 27-28 июня 2012 г.): материалы и доклады / сост. В.М. Назаренко. – Владимир: изд-во «Транзит – ИКС», 2012. -374 с., ил.
2. Бусыгин, А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. – 2-е изд./А.Г. Бусыгин.- Ульяновск: Изд-во «Сибирская книга», 2003.- 216 с.
3. Виктория Элиас, Европейский ЭКО-Форум, Панъевропейский ЭКО-Форум: www.eco-forum.org
4. Дагбаева, Н.Ж. Экологическая школа для устойчивого развития местного сообщества // Педагогика. 2004. №3.
5. Ермаков, Д.С. Образование для устойчивого развития: предварительные итоги // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. №4.
6. Повестка дня на 21-й век. М., 1999. (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 )