Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

Авторы:
Город:
Караганда
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.[5] Неоднократно в своих Посланиях народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев затрагивает вопросы по улучшению качества образования: «К 2050 году казахстанцы должны стать одной из самых образованных наций, что является одной из приоритетных задач в сфере образования. И мы должны понимать насколько это ответственно и важно для нас, педагогов! Будущее любой страны зависит от уровня образования. Без грамотных интеллигентов не будет эффективных управленцев на разных уровнях». [6]

В свете реформирования социально-экономической сферы Республики Казахстан, перед современным образованием ставится задача обеспечения качества образования, необходимого для планомерного развития общества и государства, для успешной подрастающего поколения в современном мире. Само качество начинает пониматься в свете парадигмы «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и заканчивая качеством самого управления.[2]

Проблема качества образования стоит перед всеми уровнями управления. Она значима в каждом образовательном учреждении, где сфокусированы актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

Необходимость поиска новых подходов к управлению образовательными учреждениями обусловлена рядом проблем, решение которых сможет обеспечить рост качества образовательных услуг. Сущность этих проблем заключается в следующем:

Во-первых, в свете реформирования и модернизации образования перед учреждениями образования на всех ступенях встают задачи, связанные с переосмыслением общественной значимости образовательного учреждения, вовлечением его в рыночные отношения, повышением ответственности за конечные результаты деятельности. Решение новых задач требует не только критического переосмысления содержания и форм обучения и воспитания в образовательном учреждении, но и, прежде всего, поиска новых подходов к управлению.

Во-вторых, в настоящее время произошел переход от административной (инспекторской) формы контроля и оценки деятельности образовательного учреждения к его диагностике. Критерии результативности и эффективности деятельности стали основополагающими для определения статуса и рейтинга образовательного учреждения.

В-третьих, изменилось отношение общества к  учреждениям образования. Предприятия, работодатели, родители и сами учащиеся (студенты, школьники и т.п.) относятся к образовательному учреждению как потребители образовательных услуг, что приводит к повышению требований к качеству деятельности образовательного учреждения, и побуждает администрацию и органы управления образованием искать более совершенные виды управления.

Министр образования и науки Республики Казахстан Саринжипов А.Б. говорил: «Одна из целей реформирования системы образования – сделать систему работы учреждений образования более прозрачной и эффективной. Для этого, по словам министра, также еще нужно провести изменения в законодательстве, ввести новые организационно-правовые формы, разработать индивидуальные программы развития учреждений образования и бороться с коррупцией… Мы искореним практику кулуарности и лоббистских механизмов. Учреждения образования готовы к переходу на коллегиальное управление». [4]

Идея параллельного функционирования в образовательных учреждениях и организациях административного и коллегиального управления уже несколько лет внедряется в сознание руководителей учебных заведений. Однако, вместе с тем, не все руководители в своих коллективах используют коллегиальное управление, в достаточной степени используют принципы прозрачности принимаемых решений, демократический подход, учѐт мнения рядовых сотрудников, педагогов и учащихся. Повсеместное создание коллегиальных органов управления позволит учреждениям и организациям системы образования Республики Казахстан повысить эффективность управления, что несомненно отразиться на повышение качества образования в целом. Организационная структура образовательного учреждения и организации может базироваться на принципе сохранения структурной децентрализации, что позволит максимизировать его функционирование и устойчивое развития учреждения в условиях демократизации общества и развития конкуренции на рынке образовательных услуг. Децентрализация управления, совместная работа административных и коллегиальных органов управления позволит повысить эффективность деятельности. С другой стороны, структура управления учреждением должна оставаться хорошо регулируемой, что предопределяют новые требования ко всей системе организации управления. Управление образовательным учреждением и организацией осуществляется в сочетании принципов административного единоначалия и коллегиальности, что предполагает формирование коллегиальных органов управления.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III отражены основные принципы государственной политики в области образования, одними из которых, являются: приоритетность развития системы образования; уважение прав и свобод человека; единство обучения, воспитания и развития; демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования.[3] В статье 5 указанного закона так же отмечается, что уполномоченные орган в области образования выполняет полномочия по осуществлению управления качеством образования, методическому и методологическому обеспечению качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг. В статье 10 Закона «Об образовании» говорится, что учреждениям системы образования Республики Казахстан предоставляется возможность расширения автономности, самостоятельности организаций образования, реализуется принцип демократизации управления образованием. Кроме того, к компетенциям организаций и учреждений образования относятся ряд функций, обеспечивающих эффективное управление. Это, такие функции как разработка и утверждение правил внутреннего распорядка; разработка и утверждение рабочих учебных планов и рабочих учебных программ; содействие деятельности органов общественного самоуправления, общественных объединений и др. В статье 44 отражено, что в организациях образования создаются коллегиальные органы управления.

К коллегиальным органам управления можно отнести различные структуры, например, такие как: общее собрание работников (учащихся) образовательного учреждения и организации, педагогический совет, ученый совет, попечительский совет, методический совет, учебно-методический совет, научно-методический совет, управляющий совет, наблюдательный совет, и другие коллегиальные органы управления. Все перечисленные структуры несомненно могут быть отражены в уставах соответствующих образовательных учреждений и организаций. Типовые правила организации работы коллегиальных органов управления, включая порядок их избрания, как правило, утверждаются административно уполномоченным органом в области образования.

Освещая права и обязанности субъектов, принимающих участие в системе образования, можно отметить, что обучающиеся и воспитанники организаций и учреждений образования так же имеют законодательно закрепленное право на свободное выражение собственного мнения и убеждений, уважение своего человеческого достоинства и участие в управлении организацией образования. Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей так же имеют право участвовать в работе органов управления организациями образования через родительские комитеты. Педагогические работники согласно статье 51 могут так же принимать участие в работе коллегиальных органов управления организации образования.

Реализация коллегиальных принципов управления повышает качество и легитимность управленческих решений  и  распространяется,  соответственно,  на  сферы  деятельности  образовательного  учреждения  и организации, что должно обеспечиваться преимущественно через профессиональное или экспертное представительство. Коллегиальность непосредственно встраивается в процесс принятия управленческих решений, в отличие от самоуправления, которое реализуется посредством функций на всех этапах управленческого цикла, начиная с планирования и заканчивая контролем.

Реформирование системы образования в Республике Казахстан, существующий процесс исторических изменений, происходящих в обществе, объективно обусловил широкое применение коллегиальных форм принятия управленческих решений при соблюдении персональной ответственности должностных лиц за выполнение официально возложенных на них функциональных обязанностей.

Устойчивое проникновение рынка в сферу образования требует повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и организаций приводит к необходимости профессионализации управления при сохранении высокой роли личностей, членов педагогических коллективов и коллективов учащихся. Кроме того, можно сформулировать два актуальных, на наш взгляд, аспекта создания органов коллегиального управления: во- первых, руководителям образовательных учреждений необходимо стать профессиональными менеджерами, при этом не утратить связь с научно-педагогическим коллективом; во-вторых, как педагогам, так и ученикам донести до людей, принимающих решения, свою точку зрения, помогающую эффективно достигать общеорганизационных целей. [1]

Существующий процесс исторических изменений, происходящих в обществе, реформирование системы образования в Республике Казахстан, объективно обусловил широкое применение коллегиальных форм принятия управленческих решений при соблюдении персональной ответственности должностных лиц за выполнение официально возложенных на них функциональных обязанностей.

 

Список литературы

1.      Васильев В.П. Командно-коллегиальное управление школой как фактор качества образования: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Великий Новгород, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-13/901 http://www.lib.ua-ru.net/ diss/ cont/ 105746.html/;

2.   Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы //http:www.edu.gov.kz/ ru/zakonodatelstvo/gosu- darstvennaj a_programma_razvitij a_obrazovanij а/;

3.      Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319-III «Об образовании» //http://www. edu.gov.kz/.

4.      Павловская О. В ВУЗах Казахстана внедрят коллегиальное управление http://centralasiaonline.com/;

5.      Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее»// Казахстанская правда. – 2014. – 18 января;

6.      Послание Президента страны Н.А.Назарбаева – Лидера нации «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 14 декабря 2012 г..