Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Профилактика коррупционного поведения с помощью педагогических методов и средств, становится все более актуальным направлением в системе мер борьбы с этим негативным явлением. Важным обстоятельством, на наш взгляд, является необходимость работы не только с обучающимися, но и с коллективами образовательных организаций. В связи с чем реализацию национальной политики по противодействию коррупции возможно и необходимо осуществлять путем целенаправленного формирования антикоррупционной компетентности личности в непосредственной взаимосвязи с воздействием коллектива, так как «человек не мыслим без общества» (Л.Н. Толстой).

Антикоррупционная компетентность включает антикоррупционную направленность личности, предполагающую сознательную безальтернативность выбора правомерного поведения в ситуации конфликта интересов; антикоррупционная компетентность выражается в готовности сознательно отказываться от использования коррупционного поведения в ситуациях конфликта интересов в профессиональной деятельности и в быту; антикоррупционная компетентность определяет способность сопротивляться условиям социальной среды, предоставляющей возможности получения благ с помощью коррупции, решать возникающие проблемы с высокой степенью рефлексии.

О взаимосвязи коллектива и личности писали еще В.М. Бехтерев, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский, утверждавшие, что развитие личности обусловлено межличностными отношениями в коллективе, при этом последний является главным инструментов воспитания.

Усвоение социальных ценностей и нормативов социально-полезного и правомерного поведения происходит в процессе взаимодействия индивида и социальной группы. Специально организованный процесс формирования антикоррупционной компетентности, основанный на принципах взаимодействия индивида с коллективом (группа студентов, группа учеников, коллектив работников) является ведущим способом развития личности, в процессе которого формируются принципы поведения, устойчивые взгляды личности, еѐ жизненная позиция. На важность роли коллектива в развитии личности указывал еще А.С. Макаренко, рассматривавший коллектив как средство и условие формирования личности, подчеркивавший, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [4, С. 403].

Средством нравственного и духовного развития считал коллектив В.А. Сухомлинский. Необходимость коллективной творческой деятельности как элементе педагогики сотрудничества видел академик И.П. Иванов, считавший, что в совместной целенаправленной деятельности педагога и учащихся осуществляются процессы нравственного, духовного, эстетического и пр. воспитания, формируются важные личностные качества индивида, развитие всех сторон личности: действенной, эмоционально-волевой, мировоззренческой.

Принимая во внимание мнение М.Г. Казакиной о том, что коллективная жизнедеятельность формирует в своей организации особое новообразование – направленность личности, что может проявляться как в совместных увлечениях, так и в идейно-нравственных мотивах, идеалах, а также то, что личность «ответственна» за процесс коллективообразования, взаимосвязь развития коллектива и формирования антикоррупционно-направленной личности выступает как системообразующая, поскольку «источником самодвижения коллективной жизнедеятельности является процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы и нравственные ориентации для членов коллектива»[2, С. 92].

Формирование антикоррупционной компетентности необходимо начинать с создания условий, способствующих недопущению, искоренению коррупционных традиций у подрастающего поколения, исключению из сознания молодѐжи убежденности в том, что любой вопрос решается с помощью «магарыча». Условия должны включать в себя  создание и поддержание «атмосферы жесткого неприятия коррупции» в коллективе с одновременным внедрением образовательных программ антикоррупционной направленности и использованием специфических форм, методов и средств обучения.

Коррупционная направленность личности обусловлена особенностями национального сознания и мировоззрения в силу традиционности коррупции в общественном сознании, стереотипизации коррупционного поведения как культуросообразного и трансформации на этом фоне отношения к коррупции из негативного к толерантному. Несформированность ценностного отношения к праву дает возможность коррупционным стереотипам определять поведение индивида, его приоритеты, приобретающие полярный правомерному характер. Принимая во внимание, что именно в условиях  коллектива личность развивается,  в его рамках проходит большая часть жизни практически каждого человека независимо от возраста (школьная, студенческая группы как разновидности коллектива, коллектив сотрудников предприятия, организации, учреждения), система формирует уверенную позицию каждого члена коллектива, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. В антикоррупционно-направленном коллективе личность овладевает антикоррупционной культурой и приобретает социальный опыт соответствующей направленности.

В связи с этим, мы считаем формирование антикоррупционной направленности личности важным фактором при формировании антикоррупционной компетентности, а коллектив – необходимым средством достижения цели.

Рассматривая коллектив как среду воспитания личности и степень его влияния на развитие личности, реализацию указанного положения возможно осуществить в условиях образовательного процесса путем целенаправленного воздействия на правовую культуру личности в условиях коллектива. Н. Н. Ильина, например, на основе результатов своих исследований подтверждает, что коллективная жизнедеятельность способна вызвать глубокие позитивные преобразования вдуховной сфере личности, содействовать становлению ее ценностных ориентаций, нравственных идеалов, жизненных целей, самооценки[3, С. 112].В условиях коллектива, когда его внутренняя суть становится более сложной возникают ситуации, которые требуют проявления определѐнных качеств как отдельной личности, так и коллектива в целом (ситуации конфликта интересов, требующие принятия решения, осознанного выбора, а которых и отражается направленность - коррупционная или антикоррупционная).

Формирование криминальных стереотипов происходит в процессе социализации, которую можно понимать, как усвоение социальных влияний: социальные нормы становятся обязательными для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Учитывая, что коррупционное поведение является национальной традицией русского народа, человек усваивает криминальные стереотипы поведения, которые программируются культурой с детства. В связи с тем, что детерминантой развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с референтной группой, эти взаимоотношения обусловлены содержанием и характером способов взаимодействия, которые задает эта референтная группа. Соответственно, если в референтной группе активно пропагандируются коррупционные традиции, то ребенок непременно перенесет их в свою будущую жизнь. С другой стороны, личность, находящаяся в коллективе вынуждена выражать направленность общности, и если коллектив проводит в жизнь духовные, моральные ценности, идеи отказа от наживы, коррупции, то индивиду ничего не остается, как разделять предложенные идеи, руководствоваться ими в своей деятельности. Следовательно, развитие личности и эффективность воспитательной направленности во многом зависит от ценностей, разделяемых самим коллективом и стереотипов поведения, принятых в нѐм.

Стереотипы поведения, предложенные коллективом индивиду, с течением времени становятся чрезвычайно устойчивыми, и легко превращаются в привычки, оказывающие существенное влияние на деятельность человека. Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования ценностей (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский), в качестве внешнего условия развития личности и формирования еѐ ценностных ориентаций мы можем выделить среду и культуру, в которых зафиксированы ценности. Педагогические условия формирования антикоррупционной направленности и, соответственно, антикоррупционной компетентности личности должны включать в себя планомерно продуманную образовательную среду социально-одобряемого – вопреки интенциям и стереотипам – антикоррупционного поведения. Изменение среды, условий существования личности в ней влечет за собой деструктурирование системы ценностей.

Ценностями антикоррупционной  образовательной среды, в которой  взаимодействуют  личность и коллектив, являются честность, осознание необходимости соблюдения правовых норм как важнейшей ценности, ориентация на духовные ценности, чувство собственного достоинства. Как справедливо отмечал В.П. Бездухов, «став достоянием сознания, ценности инициируют становление потребностей, мотивов, образующих его мотивационную сферу, иерархическое строение которой, как известно, определяет направленность личности человека и его деятельности»[1, С. 44]. В совместной деятельности членов коллектива вырабатываются групповые идеалы — представления об образцах характера, поведении и взаимоотношениях с другими людьми, что формирует нужную направленность самому коллективу. Чем более активно участвует личность в различных видах коллективной деятельности, тем полнее она осознает необходимость существующих взаимосвязей, признает ее значение для себя лично и для коллектива в целом. В данном случае возникает «важнейшее социально-психологическое образование — чувство «Мы», которым индивид охватывает себя и всех связанных с ним в процессах труда и общения индивидов. Теперь успехи коллектива становятся предметом его личной гордости, достижение коллективной цели приобретает глубоко личностный смысл»[5, С. 125].

Таким образом, коллектив обеспечивает полинаправленность воспитательного воздействия на личность всеми имеющимися средствами и формами антикоррупционного воспитания, обеспечивая достижение его цели в условиях образовательной организации.

 

Список литературы

1.      Бездухов В.П., Шишкина О.Ю. Теоретические основы формирования нравственной направленности студента: монография. – Самара: ПГСГА, 2012. – 142 с.

2.      Казакина М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: дисс. … докт. пед. наук. – Ленинград, 1983. – 423 с.

3.      Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. — СПб., 2006. — С. 112.

4.        Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. С. 403.

5.      Социальная психология. Краткий очерк/Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. 319 с.