Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Понятие готовности в педагогике имеет теоретическое и практическое содержание. Теоретическая готовность в педагогике нередко понимается лишь как определенная совокупность специальных знаний.

В содержание теоретической готовности, как правило, включают способности наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности. Теоретическую готовность также составляют прогностические умения, включающие в свое содержание способность педагога предвидеть результат любого действия еще до его совершения в действительности, что позволяет прогнозировать развитие педагогического процесса. Кроме того, теоретическую готовность составляют умения проектирования, состоящую из способности переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. А это значит уметь выбирать самостоятельно необходимые средства, компоновать содержание и использовать наиболее результативные с педагогической точки зрения методы работы.

В словаре И.М. Кондакова «готовность» понимается как форма установки, характеризующаяся направленностью на выполнение того или иного действия, что предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовности к противодействию возникающих в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. «Готовность» реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности [2, 15].

Отечественные исследователи практической готовности на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделяют в ряд основных организаторские умения, проявляющиеся в умении преподавателя спланировать работу, разделить обязанности, сплотить учащихся, занять каждого, подвести итоги [5, 156].

Анализируя труды Н.В. Кузьминой, можно сделать вывод, что частью практической готовности являются организаторские умения, как умения, связанные с организацией своей деятельности, деятельности учащихся, организацией учебного материала. Только овладев организаторскими умениями, получит свое отражение требование образовательных систем к методам, технологиям, средствам, приемам, формам, техникам в области организации содержания обучения [4, 81].

В своих исследованиях Г.М. Андреева анализирует практическую готовность в концепции освоения коммуникативного умения, который представляет собой комплекс освоенных коммуникативных действий, базирующихся на высокой теоретической и практической подготовленности личности для рефлексии и преобразования действительности. Коммуникативное умение тесно связано с формированием и развитием личностных доминирующих сфер интеллекта [1, C. 43].

Таким образом, понятие готовности в педагогической науке трактуется как сложное личностное образование, включающее в себя способность педагогически мыслить, проектировать, организовывать, практически действовать.

Понятие профессиональной готовности часто используется как категория теории личности (еѐ отношений и установок); как категория теории деятельности (состояние и процесс); как категория теории профессиональной подготовки к деятельности.

В исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Деркач понятие «готовность к профессиональной деятельности» рассматривается в личностно-деятельностной плоскости как проявление в целостности всех сторон личности, максимальную возможность эффективного выполнения своих функций.

В своих трудах Т.А. Платонова и А.А. Вербицкий приходят к выводу, что «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Это позволяет говорить о том, что во время обучения у студентов формируется основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно – готовности к ней.

Готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. (психологический словарь).

В психологических исследованиях О.М. Краснорядцевой готовность к профессиональной деятельности проявляется:

-    в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

-   в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает

человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

-   в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [3, 75].

В работах Кузьминой Н. В. понятие «готовность к профессиональной деятельности» характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. [4, 34].

В педагогических исследованиях Т.И. Шалавина понятие «готовность к профессиональной деятельности» расматривает как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Это предполагает создание ситуаций в учебном процессе, обеспечивающих смысло-творческую деятельность, в результате которой формируется целостно-личностное развитие будущего специалиста и субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки. В итоге достигается высокий уровень подготовки. Здесь готовность рассматривается как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход  из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность личностных профессионально значимые качеств, опыта личности, профессиональных знаний, практических умений и навыков. [6, 90].

Анализируя разные взгляды на определение готовности к профессиональной деятельности, можно выделить общее в определении понятия «готовность к профессиональной деятельности» – это система интегративных свойств, качеств и опыта личности, индивидуальная форма интерпретации содержания образования, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. А также готовность обладает определенной спецификой – это профессиональные умения и навыки, и индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности.

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности включает комплекс психического, активно- действенного состояния личности, систему интегрированных свойств, определяет состояние относительной завершенности процесса подготовки к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1.      Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - м.: ид форум, НИЦ инфра-м, 2013. - 192 c

2.      Кондаков И.М Психологический словарь, 2000г

3.      Краснорядцева О.М. Чувствительность к проблемам: от исследовательских процедур к диагностике потенциала самореализации личности // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4.С. 73- 81.

4.      Кузьмина Н.В. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2008г., 209 стр.

5.      Рубинштейн, С.Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

6.      Шалавина, Т.И. Формирование профессионально значимых качеств будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки: Учебно-методическое пособие/ Т.И. Шалавина, Н.Я. Канторович, Г.Н. Попова.- Новокузнецк, 2002.-121с.