Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни интенсивно происходят процессы информатизации. Не является исключением и сфера образовательной деятельности, в которой происходят процессы массового распространения информационных технологий. Их активное применение является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества.

Информатизация образования – это широкое внедрение в педагогическую практику психолого- педагогических разработок, позволяющих повысить эффективность учебного процесса по любому предмету. Это возможность доступа студентов к практически неограниченному объѐму информации, еѐ аналитической обработке, усиление интеллектуальных возможностей, создание условий для развития его познавательной деятельности [4]. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационно – коммуникативных технологий.

Современные информационные технологии призваны повысить качество усвоения знаний и мотивации к обучению на различных стадиях учебного процесса. Новые технологии обучения на основе использования информационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения новых знаний студентами [3].

Информационно - коммуникативные технологии в образовании призваны решать следующие задачи: совершенствование организации преподавания; повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого преподавателя; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения; возможность привлечения студентов к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения; интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала [5]. К неоспоримым преимуществам информационно- коммуникативных технологий относится возможность предоставления учебников и другого печатного материала студентам и пересылки изучаемых материалов.

Применение информационных технологий в процессе обучения студентов направления «социальная работа» является особенно востребованным, поскольку «социальная работа» это одна из самых социально значимых профессий, требующая навыков общения и эффективного обмена информацией. Студенты направления «социальная работа» изучают закономерности, принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. Студенты должны понимать специфику познания социальной работы и взаимодействия теории социальной работы с другими науками. Им должен быть понятен механизм использования методов и технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности с различными лицами и группами населения. Студенты должны следовать профессионально-этическим нормам реализации социальной работы, владеть организационно-управленческими методами и использовать известную позитивную отечественную и зарубежную практику социальной работы [1]. Все эти задачи, стоящие перед будущими специалистами социальной работы, наиболее эффективно можно решить с применением в процессе обучения информационных технологий. Такие технологии в процессе обучения студентов направления «социальная работа» являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития студентов. Занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяют наглядно, красочно и информативно донести необходимую информацию до студентов. Этот способ позволяет студентам с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Теоретическая информация, подкрепленная практическим материалом, лучше и осмысленнее сохраняется в памяти будущих профессионалов.

С помощью сетевых средств студенты могут получать доступ к учебно-методической и научной информации, оперативно получать консультационную помощь, моделировать исследовательскую деятельность. Благодаря использованию в процессе обучения студентов направления «социальная работа» социальных сетей и других средств информационно-коммуникативных технологий образование приобретает новое качество, поскольку появляется возможность оперативно получать и обмениваться актуальной информацией, необходимой для учебного процесса. Интернет позволяет получать оперативный доступ к разнообразным информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Сетевое образовательное пространство является необходимым, прежде всего для студентов, испытывающих затруднения в непосредственном общении. Общение в социальных сетях и блогах позволяет общаться с людьми-носителями иностранных языков, представителями различных культур и национальностей, что намного эффективнее, чем изучение данного материала в печатных или обычных медиаисточниках. Более того, с помощью социальных сетей, возможна коллективная работа студентов над социально-значимыми проектами. Специальные программы для управления проектами,  установленные  в сети Интернет, помогают руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в онлайн - режиме, создавать список часто задаваемых вопросов или форумов. Для студентов направления «социальная работа» немаловажную роль играет то, что социальные сети представляют собой площадку для проведения психологических тренингов и моделирования различных социальных ситуаций, а также возможности анкетирования в рамках проведения исследований по курсовым и дипломным работам [2].

Кафедра социальных технологий ЯрГУ им. П.Г. Демидова постоянно разрабатывает и модернизирует инновационные подходы к обучению будущих специалистов социальной работы. Среди инновационных информационных технологий, используемых в процессе обучения студентов направления «социальная работа», присутствуют видеотренинги, показ и анализ документальных фильмов и социальных роликов, применение социальных сетей и др. Использование документальных фильмов и социальных роликов в учебных целях могут успешно использоваться в качестве вспомогательного средства на практических занятиях, помогают студентам более активно воспринимать информацию, предоставляемую преподавателем. Социальные ролики отражают важные для студентов специальности «социальная работа» социально значимые темы, пробуждающие наилучшие человеческие качества и побуждающие к созидательным мыслям и поступкам. Документальный фильм или социальный ролик должен быть не только поучительным, но и интересным, должен быть подтвержден методическим материалом. После показа фильма или ролика необходимо проанализировать его с разных научных подходов.

Многие изучаемые дисциплины направления «социальная работа» требуют наглядности и фактологического подтверждения, поэтому просмотр документальных фильмов и роликов в качестве наглядного материала в дополнение к традиционной лекции может значительно повысить мотивацию обучения и позволить студенту самостоятельно решить будущие профессиональные задачи.

В процессе обучения студентов направления «социальная работа» в ЯрГУ им П.Г. Демидова показ документальных фильмов и социальных роликов используется при изучении таких дисциплин, как «Специальные разделы педагогики» для демонстрации видов социально-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями (слабослышащих, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы); «Социальная работа с пожилыми людьми» в качестве примеров практики социальной работы в геронтосреде с применением инновационных технологий в практике взаимодействия специалистов с людьми пожилого возраста. Последующий анализ фильмов и роликов позволяет студентам раскрыть характерные особенности различных категорий населения, состояний и свойств различных людей и групп. Это помогает глубже анализировать проблемную ситуацию с конкретным клиентом. Студенты проводят событийный анализ сюжета, дают психологическое описание действующих лиц, анализируют причины происходящего с ними, мотивации их поведения.

Таким образом, применение информационных технологий, применяемых в обучении студентов направления «социальная работа», значительно повышает познавательную активность студентов, что приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. При активном применении информационных технологий в образовательном процессе достигаются общие цели образования; формируются компетенции в области коммуникации; повышается качество  подготовки специалистов по социальной работе; расширяется творческая и интеллектуальная составляющие учебной деятельности.

 

Список литературы

1.      Албегова И.Ф. Введение в профессию "Социальная работа": учеб. пособие для вузов. / И.Ф. Албегова, Ф.Г. Албегов; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та - Ярославль: ЯрГУ, 2012. – С. 45.

2.      Албегова И.Ф, Г.Л. Шаматонова Г.Л. Социальные сети как компьютерная технология в реализации основных образовательных программ.//Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XII межвуз. науч.-метод. конф., 21-22 ноября 2013 г. / отв. Ред. Е.В. Сапир; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. С. 476-478.

3.      Колобаева Н.А., Вяткина И.В., Гарифуллина Н.К., Хайруллина Э.Р. Информационно-коммуникативные технологии как способ интенсификации образовательного процесса бакалавров в Технологическом университете//Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 11. С. 224-228.

4.      Информационные и коммуникативные технологии в образовании: монография / под. редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО , 2013. – 320 с.

5.      Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Шакиров Р.., Хайруллина Э.Р., Старыгина С.Д., Абуталипов А.Р. Методология проектирования дидактических систем нового поколения. – Казань, Центр инновационных технологий, 2009. – 456 с.