п.г.т. Белый Яр
20 февраля 2016г.
В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования. Российский опыт развития дистанционного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования.
Обучение с помощью компьютера, самого совершенного информационного средства, дает возможность получать образование как основное, так и дополнительное, непосредственно по месту жительства, не выходя из дома; позволяет максимально индивидуализировать обучение: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы, и создание «оптимального образовательного маршрута», который не только учитывает особые потребности каждого конкретного ребенка, но и развивает познавательный потенциал личности [4].
Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в форумах, видео и аудио чатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.
В условиях модернизации Российского образования развитие направления по дистанционному обучению детей-инвалидов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3» представлено в рамках реализации инновационного проекта «Системно- синергетический подход к образованию обучающихся с особыми образовательными потребностями», целевой программы «Развитие академической одаренности на основе системно-синергетического подхода», целевой программы «Системно-синергетический подход в работе с детьми-инвалидами» [10].
Новизна методической разработки учебного курса состоит в том, что впервые в нашем образовательном учреждении в разработку учебного курса по биологии введена модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle, это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, которая подходит для организации традиционных дистанционных курсов с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с использованием программного обеспечения кабинета дистанционного обучения [5].
Разработка учебного курса актуальна как для нашего образовательного учреждения так и для образовательных учреждений Сургутского района, где осуществляется дистанционное обучение детей с использованием информационно-коммуникативных технологий. Наше образовательное учреждение является базовым для осуществления дистанционного обучения детей-инвалидов. В данной методической разработке конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ориентации на выбор профиля и профессии, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В основу программы заложен модульный принцип представления учебного материала.
Данная методическая разработка учебного курса по биологии предполагает обучение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Рабочее место обучающегося оснащено необходимым оборудованием. В перечень оборудования входит: стационарный мультимедийный компьютер, с клавиатурой, мышью, системным и прикладным ПО, наушники закрытого типа с микрофоном, web-камера, принтер лазерный, сканер А4, колонки, сетевой фильтр-удлинитель, специализированное оборудование, адаптированное под индивидуальные физические особенности ребенка. Рабочее место имеет подключение высокоскоростного интернета (2 Мб/с, открытый «видео» - порт).
Такая организация дистанционного обучения определяет значительные положительные результаты ребенка, находящегося на домашнем обучении:
− дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счёт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания;
− полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут обучающимся в дальнейшей социализации.
Данная методическая разработка учебного курса по биологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089; в соответствии с федеральным Базисным учебным планом и примерным учебным планом для образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312; в соответствии с примерной программой основного общего образованиях [11].
Методическая разработка учебного курса по биологии предусмотрена и для реализации Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года. Структура целей изучения курса биологии построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции).
Основной частью методической разработки является рабочая программа учебного курса биологии для обучающихся 8 класса.
Рабочая программа по биологии для индивидуального дистанционного обучения на дому обучающегося 8 класса составлена на основании:
− Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
− Федерального Базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных
учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 [9];
− примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.) [1];
− приказа № 975 от 29.08.2014 года «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в 2014- 2015 учебном году»;
− учебного плана МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3», утвержденного приказом по образовательному учреждению от 30.08.2014г. № 986;
− положения об организации и предоставлении образовательной услуги по обучению детей-инвалидов по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) с применением дистанционных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3»;
− положения об организации индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям (в том числе с применением дистанционных технологий) в МБОУ «Белоярская СОШ №3» [10];
− порядка обучения по индивидуальному учебному плану детей МБОУ «Белоярская СОШ №3» обучающихся на дому или в медицинской организации;
− индивидуального учебного плана обучающегося 8 класса МБОУ «Белоярская СОШ №3», получающей образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в 2014-2015 учебном году.
Сроки реализации программы определены в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования (базовый уровень) и в соответствии с учебным планом школы данная программа рассчитана для индивидуального дистанционного преподавания курса биологии в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.
Цели и задачи программы. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела «Человек и его здоровье» Задачи обучения:
1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей
2. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
3. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические
эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
4. продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
Задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно- следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.
Требования к результатам обучения обучающихся. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма. [2]
Рабочая программа рассчитана на реализацию в 8 классе для обучающегося с ОВЗ. В связи с двигательными нарушениями обучающегося на индивидуальном обучении требования к уровню подготовки изменились. Все требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. [11]
Для реализации программы возможно использование следующего учебно-методического комплекта:
1. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.
2. Маш Р.Д. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 288с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013. –112 с.
4. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы / В.П. Александрова, М.А. Попов, И.С. Малютина, Н.Г. Ракитина. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.
5. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 288 с.: ил.
Таблица 1
Учебно-тематический план представлен в модульном варианте
Содержание учебного материала
|
Количество часов по
программе
|
Модуль 1. Введение
|
1
|
Модуль 2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья
|
3
|
Модуль 3. Целостность организма — основа его жизнедеятельности
|
2
|
Модуль 4. Внутренняя среда организма
|
2
|
Модуль 5. Скелет
|
2
|
Модуль 6. Мускулатура
|
1
|
Модуль 7. Строение сердечно-сосудистой системы
|
1
|
Модуль 8. Регуляция кровообращения
|
1
|
Модуль 9. Строение и функции органов дыхания
|
2
|
Модуль 10. Питание как этап обмена веществ
|
1
|
Модуль 11. Пищеварение
|
4
|
Модуль 12. Питание и здоровье
|
1
|
Модуль 13. Выделение
|
1
|
Модуль 14. Кожа
|
1
|
Модуль 15. Половая система и здоровье
|
3
|
Модуль 16. Нервная регуляция жизнедеятельности
|
5
|
Модуль 17. Гуморальная регуляция
|
2
|
Модуль 18. Сенсорные системы
|
2
|
Итого
|
35
|
С целью контроля и коррекции знаний обучающегося рекомендуем использование контрольно- измерительных материалов, являющихся содержанием дистанционного образовательного ресурса НП «Телешкола» и учебного пособия Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с. [3]
Информационно-образовательные ресурсы сети интернет используемые для реализации рабочей программы при проведении дистанционных занятий: http://interneturok.ru http://school-collection.edu.ru
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.
2. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013 г.
4. Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи. \\ ДО. -№1,-1998 г.
5. Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008 г.
6. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004 г.
8. Хуторской А.В.: Педагогическая инноватика. - М.: Академия, 2008 г.
9. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125935;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.966 2782009691
10. http://belschool.ru/files/2015/25-03/Innovazionniy-proekt.pdf
11. http://tmr-mo-biologiy.narod.ru/DswMedia/prosnov.pdf