Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Речь играет важную роль в жизни человека, формирование личности которого возможно только в результате полноценного общения. Известно, что овладение речью складывается из двух, параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношение звуков, словарный запас, грамматический строй речи) и овладения умением пользоваться ими в условиях общения. В период дошкольного возраста происходит активное формирование и развитие речи ребенка; его можно назвать периодом познания. В эти годы ребенок неустанно обогащает свой словарный запас, благодаря активным, настойчивым вопросам. Освоение языка позволяет детям свободно рассуждать и, главное, свободно общаться. Имея речевые нарушения, ребенок лишается полноценного общения, расстройство речи неизбежно травмирует психику, ухудшает состояние здоровья в целом.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для голосообразования. Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью  клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. У детей отмечается ослабленное речевое дыхание: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, нарушается временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания.

Постановка правильного дыхания быстро и эффективно позволяет исправить речевые нарушения, включая заикание. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

С сентября 2008 года в нашем детском саду функционирует разработанный логотерапевтический кабинет БОС производства ЗАО «Биосвязь» (Санкт-Петербург), в котором используется новая методика обучения с применением биологической  обратной связи (БОС), суть которой состоит в обучении пациента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального аппаратно-программного обеспечения БОС. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС) затем используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи.

Без правильного дыхания, плавного долгого выдоха невозможно корригировать дефектную речь ребенка и взрослого, начиная с дислалии и заканчивая заиканием.

Важнейшим преимуществом метода биологической обратной связи является то, что пациент сам активно участвует в процессе коррекции речи.

С точки зрения практического логопеда применение метода БОС по дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС) в коррекции речи имеет ряд положительных моментов:

–     специальные игровые компьютерные программы позволяют применять метод ДАС-БОС у детей, начиная с 5 лет;

–   метод гармонично сочетается с любыми традиционными методиками;

–    позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приемов;

–   позволяет достаточно объективно синхронизировать дыхание, артикуляцию и голосоподачу;

–     успешнее идет работа над просодическими компонентами речи – темпом, ритмом,       интонацией, ударением;

–       позволяет  успешно  работать  над  звукопроизношением,  в  частности  над  автоматизацией  и дифференциацией звуков;

–      компьютерная программа позволяет развивать у ребенка сенсорные ощущения, формировать пространственную ориентировку, развивать слуховое внимание, высшие психические функции – память, внимание, мышление.

Сеансы БОС посещают дети, имеющие различную речевую патологию:

Ø Фонетико-фонематическое недоразвитие;

Ø ОНР;

Ø Дизартрия;

Ø Алалия;

Ø Заикание

В анамнезе у детей отмечались перинатальная энцефалопатия, синдром гипервозбудимости, астено- невротический синдром, невроз навязчивых движений, аденоиды, гипертензионный синдром, бронхиальная астма, заболевания сердца.

Курс БОС-терапии составляет в среднем 20 занятий. Дифференциация носового и ротового выдоха достигается значительно быстрее, чем в ходе проведения дыхательных упражнений с применением традиционных методик. Уже через 10 сеансов постановки диафрагмально-релаксационного дыхания ротовой выдох становится более длительным и глубоким. Дети легко концентрируют внимание на ощущениях движений диафрагмы, поскольку им становится интересно заниматься дыханием, благодаря использованию занимательных игровых сюжетов. Необходимо отметить, что применение мультимедийных компьютерных программ стимулирует работу ребенка, позволяет осуществлять контроль над собственной речью и испытывать положительные эмоции от проделанной работы.

Доступность логотерапевтического кабинета БОС изменила подходы логопедов к исправлению речевых нарушений. Уже после 15 сеансов БОС педагоги отмечают значительную динамику в коррекции речи: постановка звуков проходит значительно быстрее, чем обычно. Это происходит потому, что под контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков. Значительно быстрее происходит автоматизация звуков, в частности, сонорных и шипящих. Наблюдается стимуляция речи у детей с алалией: речевое поведение стало более активным, высказывания более внятные и понятные. У детей с дизартрией произошла коррекция дыхательного ритма, нормализовалась работа речевых мышц, увеличился объем дыхания.

Речь у детей с заиканием значительно облегчилась. Уменьшилась длительность судорог, запинок становилось намного меньше, дети уверенно спокойно дышат, выстраивая свои высказывания на выдохе. В эмоционально-волевой сфере произошли значительные изменения: дети стали спокойнее, увереннее в себе, стеснительные и робкие стали более активными и деятельными, улучшились усидчивость и внимание. Активизировалась коммуникативная функция речи: исчезли явления логофобии, речевой неуверенности, снизилось напряжение, значительно уменьшилось количество судорожных запинок в связной речи.

У детей, прошедших БОС-процедуру, наблюдаются улучшения функционального состояния организма. Улучшается сон - дети стали быстрее засыпать, некоторые дети стали лучше принимать нагрузки на занятиях физ. культуры. Нормализовалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем; возросла величина дыхательной аритмии сердца (ДАС), что является показателем повышения здоровья; сформировался устойчивый навык самоконтроля за дыхательными движениями грудной клетки и передней брюшной стенки; выработалась способность устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

В лечебно-реабилитационной работе кабинета БОС используется комплексный подход, который включает консультирование родителей, домашние задания по отработке дыхания, артикуляции и комплексы релаксационных упражнений. В рамках педагогического сопровождения происходит тесная связь с логопедами, воспитателями, физ.инструктором  и психологом  детского  сада.  При комплексном  подходе с  медицинскими мероприятиями (медикаментозная терапия, ЛФК, массаж, физиолечение и др.), оздоровление проходит значительно эффективнее.

Технология БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия позволяет добиться более устойчивых результатов под контролем физиологических параметров, расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.