Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

В настоящее время в качестве особой задачи выступает необходимость инновационной перестройки системы образования  в России. Инновационное образование должно быть связано с задачами современной практики более тесно, чем традиционное. Помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение образовательных технологий, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.

Развитие образования по инновационному пути должно исходить из принципа системности [1] . При этом необходимо учитывать: 1) особенности самого образования как системы; 2) направление инновационного развития как образования, так и общества в целом; 2) широкий социокультурный контекст образования и его место в конкретном обществе. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. При разработке системы модернизации образования важной задачей является разработка критериев инновационного вуза.

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям [2, с.113], в том числе, и в гуманитарных науках. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

Провозглашенные нашим государством идеи гуманитаризации и гуманизации образования отражают потребности человеческого сообщества XXI века (а тем более российского общества) в специалистах нового типа, которые являются не только информированными, профессионально компетентными, активными индивидами, принимающими самостоятельные решения, но и личностями, способными нести социальную ответственность за свои действия и поступки, предполагая не только ближайшие, но и отдаленные их последствия как для себя, так и окружающего мира [3, с.102].

Это нашло отражение в лозунгах перехода высшего образования от парадигмы знания к парадигме компетентностной,  которая  предполагает  обладание  студентами  разнообразными  компетенциями:  как непосредственно профессиональными сведениями и навыками, так и общекультурными знаниями, в числе которых такие, как способность «понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы», «принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу,   другим   людям   и   самому   себе»,   «осознавать   значение   гуманистических   ценностей…», «демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии», «критически оценивать свои достоинства и недостатки» и т.д.

Этот широкий спектр общекультурных компетенций направлен на социализацию личности обучаемых в современных быстро меняющихся условиях и на обогащение их духовного багажа [4, с.95]. Такая направленность имеет важное значение, поскольку образование, как элемент культуры, это не только получение специальных знаний о природе, социуме или личности, а формирование на основе полученных знаний системы отношений человека к природе, обществу и своему месту в мире [5, с.119] .

Новые задачи высшего профессионального образования предполагают совершенствование учебных технологий, в том числе, посредством более широкого внедрения в образовательным процесс методов и приемов интерактивного обучения, с которым связаны, пожалуй, основные методические инновации в области гуманитарного образования. Интерактивное обучение является специфической формой организации познавательной деятельности, которая подразумевает, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие студентов как с преподавателем, так и между собой [6, с.120] .

Благодаря деятельностному подходу в процессе интерактивного обучения практически все студенты оказываются вовлеченными в творческий процесс активного самостоятельного познания и подготовки к действиям в многовариантных ситуациях неопределенного будущего. Такая педагогика сотрудничества способствует индивидуальному саморазвитию и самореализации студента. В ходе совместной творческой деятельности каждый находит в ней свое место, вносит свой вклад и чувствует свою интеллектуальную состоятельность и индивидуальную значимость. Вследствие этого, подобные технологии обучения в вузе призваны изменить положение студента в образовательном процессе: он перестает быть пассивным объектом информационного воздействия и получает статус равноправного активно-деятельностного субъекта процесса образования.

Однако, интерактивная деятельность будет подлинно эвристической и плодотворной лишь в том случае, если будет опираться на определенный базис – на овладение студентами логики механизма развития исторических процессов, усвоение ими философских идей как подлинных культурных ценностей и общечеловеческих универсалий [7, с.126], воспитание у обучающихся способности иметь целостное системное видение проблем, подразумевающее овладение фундаментальными теоретическими знаниями.

Инновационные методы в преподавании гуманитарных наук требуют большой предварительной, в том числе теоретической, подготовки. Так, например, деловая игра призвана активизировать, актуализировать имеющиеся знания, вовлекая их в оборот непосредственного практического использования и творческого преобразования [8, с.196]. Но для того, чтобы игра стала интерактивным методом обучения, а не просто игрой, развлекающей студента, он предварительно должен получить определенную информацию, чтобы со знанием дела участвовать в интерактивном процессе. Однако в условиях сегодняшней тенденции значительного сокращения курсов гуманитарных дисциплин в вузах, не являющимися гуманитарными по профилю, в первую очередь, в социально-экономических, в программе которых не так давно такие дисциплины, как история, философия, этика, культурология занимали достойное место, перенос акцента в обучении исключительно на инновационные игровые формы не позволит достичь нужного образовательного и воспитательного эффекта [9].

В конечном счете для общества в целом инструментальный подход в образовании может угрожать аномией и индифферентностью, сосредоточением на овладении узкопрофессиональными знаниями, что ведет к нарушению процессов преемственности общечеловеческих социально-культурных ценностей [10, с.22], и серьезным последствиям дестабилизации внутреннего мира личности [11, с.169]. И здесь нельзя не вспомнить слова С.Х. Карпенкова, известного ученого, педагога, лауреата Государственной премии РФ в области образования о том, что образование - это бесценный творческий процесс, взращивающий воспитанных, просвещенных и образованных  людей, способных творить великие чудеса во имя спасения цивилизации  и дальнейшего развития всего человечества. Поэтому, обращаясь к столь необходимым инновациям в гуманитарном образовании, следует помнить, что они подразумевают не механическое внедрение новых форм обучения, а расширение и интенсификацию его образовательных и воспитательных возможностей.



Список литературы

1.      Васякин Б.С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации. Москва, 2007

2.      Васякин Б.С. Концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза // Предпринимательство. 2007. № 5. С. 112-114.

3.      Ивлева М.И., Левченко К.Г. Информационное пространство фундаментальных и прикладных наук в высшей школе // Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 102-104.

4.      Гусейнов Ф.И. Экзистенция как предмет философии // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 94-97.

5.      Корнилова И.М. Высшее образование в России в 1990-е гг. ХХ в.// Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 7. С.117-121

6.      Васякин Б.С., Бережная М.С., Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Социально-психологическая адаптация абитуриентов и студентов регионов посредством  социально-психологического тренинга // Горизонты экономики. 2014. № 6-2 (19). С. 119-125

7.      Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С. 124-138.

8.      Ивлева М.И. Этика и рынок: этический аспект рекламы // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С.186-197.

9.      Корнилова И.М. Формирование системы высшего образования в национальных районах России (на материалах Поволжья). Учебное пособие. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий гос. Ун-т». Элиста, 2008.

10.   Корнилова И.М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С.19-24.

11.   Гусейнов Ф.И. Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 8. С. 161-172.