Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИКТ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Успешное освоение, быстрое внедрение и рациональное использование новой техники зависит от умения специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Дисциплина «Инженерная графика» в системе технического образования входит в ряд базовых общеобразовательных дисциплин. Данная дисциплина является основой графической грамотности, которая приобретает особое значение в условиях современного производства,  оснащенного станками с программным управлением, робототехникой и системами автоматизированного проектирования.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных, коммуникационных технологий, информационных компьютерных технологий. При работе со средствами информационных компьютерных технологий (ИКТ) осуществляется процесс индивидуализации, т.к. в процессе обучения учащийся должен уметь целенаправленно использовать компьютер для изучения дисциплины и саморазвития. Использование в процессе обучения средств ИКТ дает:

-      учащемуся: повышение мотивации обучения и познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; формирование познавательной самостоятельности;

-     преподавателю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения студентов и развития их познавательной деятельности.

В Тульском государственном университете дисциплина «Инженерная графика» преподается иностранным гражданам, обучающимся на этапе предвузовской подготовки (очное обучение) в течение двух семестров. Она является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для ее усвоения на первом курсе, при изучении специальных дисциплин, выполнения студентами курсовых, дипломных проектов и для последующей профессиональной деятельности.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» на этапе предвузовской подготовки является формирование у иностранных граждан уровня базовой общеинженерной образованности на неродном (русском) языке, необходимого для успешного осуществления учебно  - познавательной деятельности в условиях российского вуза; развитие мышления студентов, их интеллектуальных и творческих способностей; усвоение графического языка и формирование графической компетентности.

На этапе предвузовского обучения иностранные учащиеся изучают только основы инженерной графики, необходимые для дальнейшего обучения на первом курсе. Основные разделы инженерной графики: геометрические элементы конструкций изделий; геометрические построения: простые геометрические фигуры, деление отрезков прямых, углов, окружностей на равные части, построение сопряжений на чертежах; выполнение эскизов деталей; основные положения ГОСТов Единой конструкторской документации (ЕСКД): линии, форматы, основные надписи, масштабы, шрифты чертежные; основы начертательной геометрии: виды проецирования: центральная проекция, аксонометрическая проекция, прямоугольные (ортогональные проекции); проецирование отрезка прямой линии на плоскости проекций; проекционное черчение: нанесение размеров и предельных отклонений; изображения – виды, разрезы, сечения. На этапе предвузовского обучения для иностранных учащихся изучение машинной графики рабочей программой не предусмотрено.Однако этих разделов недостаточно для студентов, изучающих инженерную графику на родине, знающих русский язык и информатику, а также желающих иметь более глубокие знания по ней.

ВТулГУ при организации учебного процесса по инженерной графике используются ИКТ при чтении лекций, на практических и индивидуальных занятиях и самостоятельной работе иностранных учащихся.

Различные виды активизации внимания студентов позволяют глубже усвоить предмет, прививают интерес к более глубокому изучению графики. При чтении лекций, проведении практических и индивидуальных занятий удобно использовать электронные презентации формата MicrosoftPowerPoint, состоящие из набора слайдов. Построение и демонстрация презентации, красочной, динамичной, с большим объѐмом графической информации, позволяет воздействовать на зрительную и эмоциональную сферу сознания студентов, представляя учебный материал большим блоком, который идѐт в подсознание. Это является гарантией лучшего запоминания учебного материала.

На кафедре ОТДИУ (общетеоретических дисциплин для иностранных учащихся) существует набор презентаций для изучения различных тем по инженерной графике, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, например: «История развития чертежа», «Комплексный чертеж точки и прямой», «Виды» и др. Студенты под руководством преподавателя сами разрабатывают презентации. Иностранным учащимся интересны наглядные красочные изображения, они осваивают материал быстрее и лучше запоминают содержание. В отличие от традиционных видов наглядных средств электронные презентации могут быть не только использованы в процессе чтения лекции по «Инженерной графике», но и предложены студентам на электронных носителях.

Инженерная графика» - техническая дисциплина, подчиненная ГОСТам, изучаемая по средствам создания, оформления и чтения чертежей. Залог успешного ее освоения и применения компетентным специалистом – знание ГОСТов, а это тексты, говорящие с нами техническим языком. Возникает необходимость уметь читать такие тексты и применять полученные знания на практике. Сделать этот процесс интересным, а главное эффективным преподавателю помогают ИКТ. Очень эффективно использовать компьютерные технологии при создании как электронных, так и обычных плакатов, необходимых при изучении инженерной графики, а также, необходимых при оформлении чертежей ГОСТов.

В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. В связи с этим возникает необходимость такой учебно-методической разработки, которая способствовала бы быстрому и полному освоению учебного материала студентами, развитию графических навыков выполнения чертежей.

Изучая инженерную графику, иностранные учащиеся используют ИКТ для самостоятельного углубленного познания данной дисциплины. Например, при более подробном изучении разделов предмета и для самостоятельно изучения машинной графики.

Для более углубленного изучения инженерной графики иностранные граждане, используя технологию системно-модульного структурирования и ИКТ, могут реализовать системность в усвоении информации, получить целостное восприятие всего содержания учебной дисциплины и выбирать индивидуальную траекторию продвижения в усвоении содержания инженерной графики. Особое внимание они уделяют изучению ГОСТов ЕСКД.

Представление содержания дисциплины «Инженерная графика» в виде нелинейного информационного поля, структурированного модульно, позволяет учащимся:

-   наглядно и целостно воспринимать содержание дисциплины;

-   отслеживать связь между темами дисциплины и осознавать перспективы изучения инженерной графики;

-   активизировать познавательную деятельность: самостоятельно, творчески с интересом углубить изучение инженерной графики и дополнительно выполнить чертежи изделий;

-    самоанализировать работу по дисциплине, самооценивать и сравнивать результаты своей работы с результатами других учащихся.

Позволяет преподавателю:

-   адаптировать содержание дисциплины к потребностям учащихся;

-   учитывать интересы и проблемы учащихся;

-   разработать гибкий график усвоения нового содержания и новых методов. Технология системно-модульного структурирования подробно изложена в работе [1].

В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. Несмотря на то, что изучение компьютерной графики на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан программой дисциплины «Инженерная графика» не предусмотрено, студенты могут успешно под руководством преподавателя или самостоятельно во внеурочное время использовать компьютер для выполнения чертежей.

На кафедре  ОТДИУ в качестве обучающей системы для выполнения чертежей  на компьютере используется графическая система КОМПАС – ГРАФИК LT, которая позволяет выполнять графические работы на плоскости и в трехмерном пространстве.

На базе подсистемы КОМПАС разработано учебное пособие, основная цель которого – помочь иностранным учащимся приобрести навыки в выполнении графических работ с помощью компьютера [2].

При работе с данным пособием иностранные студенты могут выполнять индивидуальные задания двух видов: работа в чертежно-конструкторском редакторе и работа в редакторе трехмерных твердотельных моделей. По каждой теме индивидуальные задания сгруппированы в три группы А, Б, В. Задания групп А, Б, В отличаются по степени сложности. Самые простые задания в группе А, а самые сложные в группе В.

При работе в чертежно-конструкторском редакторе КОМПАС-ГРАФИК 5 LT студенты выполняют на плоскости задания по образцу с использованием различных команд построения [3].

В заданиях группы А дан подробный алгоритм построения геометрической фигуры на плоскости. Учащиеся должны внимательно прочитать текст алгоритма, изучить команды, необходимые для построения, выполнить чертеж на компьютере и распечатать на формате А4.

При выполнении заданий группы Б одну операцию построения геометрической фигуры учащийся выполняет самостоятельно без подробного описания, руководствуясь теоретическими материалами по работе с программой.

В заданиях группы В дан алгоритм построения геометрической фигуры, в котором уровень самостоятельности учащихся повышается.

В зависимости от степени подготовленности по инженерной графике, русскому языку, информатике

иностранные студенты могут сами выбирать для выполнения любые задания групп А, Б, В.

Работа на компьютере построена так, что студенты не просто изучают графический пакет КОМПАС, а продолжают изучение инженерной графики. С целью наибольшей эффективности изучения инженерной графики процесс обучения организован так, что иностранные студенты сочетают ручную графику и выполнение чертежей на компьютерах. Следует отметить, что студенты изучают компьютерную графику очень заинтересованно, и даже слабые студенты на таких занятиях работают с большим интересом.

Таким образом, организация учебного процесса по инженерной графике на кафедре ОТДИУ направлена на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий.

Разработка электронных презентаций и изучение инженерной графики по ним на аудиторных и внеаудиторных занятиях; самостоятельное использование технологии системно-модульного структурирования содержания дисциплины и изучение компьютерной графики активизируют поведение и мышление учащихся; развивают интерес к предмету; вовлекают учащихся в познавательный поиск, в умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию; развивают индивидуальные способности.

 

Список литературы

1.      Хвалина Е.А. Реализация модульных технологий в вузе //Вестник ТулГУ. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин.-Вып. 13. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.- С.31 – 34.

2.      Хвалина Е.А., Суханова Т.В. Компьютерная графика: Учеб. пособие для иностранных студентов подготовительного отделения. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2007.- 96 с.

3.      Хвалина Е.А., Суханова Т.В. Программное обеспечение курса «Инженерная графика» для иностранных студентов // Труды науч.-техн. конференции « Научное программное обеспечение в образовании и научных исследованиях». – С-П.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008.- С. 306 - 310.