Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПУТИ НАПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Реформирование образовательной сферы в России связано с необходимость поиска решений важнейших проблем жизнедеятельности человека в информационном пространстве. При этом важно учитывать глобальные вызовы развития мировой экономики в XXI веке, которые создали такие условия, когда одним из определяющих факторов прогрессивного развития мирового сообщества становится широкомасштабная информатизация всех сфер его жизнедеятельности. Естественно, эти процессы не могли не затронуть образовательную сферу посредством создания и эффективного внедрения инновационных образовательных технологий: информационных ресурсов (баз данных и знаний, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных библиотек и т.д.) и телекоммуникаций, программного обеспечения и сетевых информационных технологий, концептуальных основ парадигмы личностно-ориентированного обучения и методологических подходов к ее практической реализации. Исходя из этого, в качестве стратегической цели формирования информационного пространства образовательной сферы будем понимать внедрение современных инновационных образовательных технологий (СИОТ), сформированных на основе ЭОР, в практическую деятельность (образовательный процесс) учебных заведений. По мнению ряда ведущих специалистов, развитие и внедрение СИОТ, сформированных на основе ЭОР, сегодня является одним из перспективных среди целого ряда направлений научно-технического прогресса в сфере образования.

В числе других перспективных направлений информатизации сфере образования следует выделить следующие:

-   повышение качества образования на всех его уровнях;

-     реализация принципов опережающего получения знаний и парадигмы личностно-ориентированного обучения;

-      расширение практики использования методов развивающего обучения через  внедрение  СИОТ, сформированных на основе ЭОР;

-   повышение доступности получения знаний посредством развития системы дистанционного образования и информационной поддержки образовательного процесса [3].

При этом внедрение СИОТ, сформированных на основе ЭОР, можно рассматривать в качестве прорывных критических информационных технологий, поскольку именно они становятся базой современного образовательного процесса, благодаря применению средств информационно-вычислительной техники, формированию технологической инфраструктуры и единого информационного пространства высшего учебного заведения (ВУЗа). В результате этих трансформаций в ВУЗах создается инфраструктура телекоммуникационных сетей и распределенных баз знаниевых технологий, доступных для всего контингента обучаемых. По существу, внедряя в образовательный процесс СИОТ, сформированные на основе ЭОР, можно успешно решить проблему изменения качественного состояния информационной среды не только одного отдельно взятого ВУЗа, но и всей сферы образования в целом. Кроме того, данный подход позволит создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущих специалистов, реализовать новые возможности для опережающего получения ими знаний и развивающего образования в интересах каждого обучаемого, а так же повысить совокупный интеллект общества.

В понимании ведущих специалистов сферы образования СИОТ, сформированные на основе ЭОР, представляют собой определенным образом унифицированную информационную среду, в которой при помощи многогранной совокупности форм, методов, способов и средств создания, сбора, передачи, хранения и обработки дидактического контента объединены современные научно-технические знания, соответствующие предметным областям конкретных учебных дисциплин и обеспечивающие реализацию  конкретных образовательных программ [4]. Опираясь на это определение, можно обосновать прямую зависимость повышения эффективности реализации образовательных программ от уровня интеграции в них ЭОР в рамках СИОТ. При этом наличие в рамках СИОТ различных ЭОР определяется многообразием средств обучения, применяемых в образовательном процессе.

Практические аспекты применения ЭОР в рамках СИОТ основывается на использовании дидактических возможностей современной информационно-вычислительной техники и коммуникационных технологий. ЭОР в рамках СИОТ функционируют в информационной среде ВУЗа, в состав которой входят технические средства (вид используемой техники и средств связи), программные средства поддержки (программное обеспечение для реализации технологии обучения) и организационно-методические компоненты (учебные планы и образовательные программы, инструкции преподавателям и обучаемым, организационно-технологические карты учебных занятий, дидактический контент  учебных  дисциплин  и др.). При этом под информационной образовательной средой (ИОС) ВУЗа будем понимать информационное пространство, в котором посредством сетевых технологий, программных и технических средств, а также организационно-методического сопровождения, сформирована система, предназначенная для повышения доступности образовательного процесса, развития творческой индивидуальности будущих специалистов и эффективности их подготовки [1].

К наиболее характерным возможностям функционирования ИОС ВУЗа следует отнести обеспечение свободного доступа к структурированному дидактическому контенту учебно-методических и обучающих комплексов ЭОР, получение консультаций в on-line или off-line режимах, а также формирование индивидуальных траекторий обучения по тому или иному предмету для каждого обучаемого. Поэтому решение основной проблемы информатизации сферы образования заключается в достижении коренной рационализации интеллектуальной деятельности обучаемых и повышения эффективности и качества их подготовки как будущих специалистов за счет использования ЭОР в рамках СИОТ.

На основании вышеизложенного, многие специалисты уделяют повышенное внимание поддержке образовательного процесса, научных исследований и организационного управления ВУЗом на основе системной интеграции ЭОР в рамках СИОТ, а также созданию и развитию единого образовательного информационного пространства,  которое  открывает  принципиально  новые  возможности  для  познавательной  деятельности обучаемых и развития их творческой индивидуальности как будущих специалистов. Практическая реализация такого подхода позволит:

-   повысить эффективность и качественный уровень знаний обучаемых;

-       интенсифицировать процесс научных исследований в ВУЗах на основе развития творческой индивидуальности обучаемых;

-     сократить затраты времени  и финансовых ресурсов для улучшения условий  обучения и получения профессионального образования, а также повышения квалификации специалистов;

-    повысить оперативность и эффективность управления отдельными ВУЗами и сферой образования в целом;

-     облегчить доступ к международным информационным ресурсам в сфере образования и научных исследований [2].

Однако для создания единого информационного пространства в сфере образования необходимо решить ряд проблем. Они заключаются в следующем:

1.     Оснащение ВУЗов современными техническими средствами. Решение этой  первоочередной задачи сдерживается, главным образом, организационно-экономическими факторами, поскольку, информатизация в малых масштабах оказывается неэффективной, а увеличение масштабов информатизации делает ее чрезмерно дорогостоящей и не позволяет быстро получить отдачу от вложенных средств. Поэтому в настоящее время более актуальной становится проблема внедрения ЭОР в рамках СИОТ в инвариантных средах и стандартах.

2.     Подготовка квалифицированных специалистов и создание необходимых условий для их обучения. Недостаток специалистов в области СИОТ (особенно сетевых) напрямую связан со слабой их материальной заинтересованностью и недостаточным стимулированием к работе в сфере образования, что характерно для России.

3.       Организационные мероприятия по созданию единого  информационного  пространства в сфере образования. Создание ИОС и внедрение ЭОР в рамках СИОТ в образовательный процесс невозможно без постоянного контроля со стороны соответствующих государственных, региональных и муниципальных структур, а так же координирующего участия квалифицированных педагогов и научных специалистов, выраженного в различных формах.

4.   Перевод образовательных ресурсов на электронные носители. Решение этой проблемы откроет реальные возможности доступа к образовательной информации для более широкого контингента обучаемых. Совершенствование существующих технологий такого перевода остается одной их актуальных проблем развития дистанционных форм обучения и внедрения ЭОР в рамках СИОТ в сфере образования.

5.      Интеграция национальных СИОТ в мировое информационное пространство. Она проявляется в интернационализации образовательной деятельности и выражается в таких формах международного сотрудничества, как:

-   развитие институционального партнерства и создание стратегических образовательных альянсов;

-   участие в международных научно-исследовательских проектах;

-     формирование новых интернациональных стандартов обучения, учебных  планов и образовательных программ для реализации парадигмы личностно-ориентированного обучения;

-       индивидуальная и институциональная академическая мобильность обучаемых и профессорско- преподавательского состава.

В процессе создания единого информационного пространства в сфере образования становится необходимым наличие организационных структур, интегрирующих все ЭОР в рамках СИОТ, осуществляющих переход на использование многоуровневых адаптивных ЭОР, а также информационные взаимосвязи участников образовательного процесса и обмен знаниями между ними. В качестве такого рода структуры может выступать сеть Интернет, позволяющая в открытом доступе реализовывать групповые взаимодействия, обладающая массовой интерактивностью коммуникаций, широкими возможностями сохранения и использования их результатов, способностями интегрирования и оперативного объединения ЭОР в рамках СИОТ в мощные сетевые информационно-образовательные ресурсы.

Практически все СИОТ, формируемые на основе описанных выше подходов, можно отнести к числу прорывных технологий обучения, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального потенциала и устойчивое социально-экономическое развитие общества. Внедрение СИОТ в сферу образования принципиально меняет устоявшиеся педагогические функции и приводит к тому, что сам педагог становится консультантом, исследователем и организатором своего информационного пространства, которое целиком и полностью интегрировано в ИОС ВУЗа. Переход к применению многоуровневых адаптивных ЭОР в рамках СИОТ способствует активному развитию и преобразованию деятельности обучаемых, формированию у них как будущих специалистов творческой индивидуальности за счет выработки новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых установок, новых форм опосредования окружающей действительности и новых видов своей деятельности в ИОС.

Таким образом, применение в образовательном процессе СИОТ, сформированных на основе многоуровневых адаптивных ЭОР, позволяет: обеспечить его индивидуализацию и личностно-ориентированную направленность с учетом уровня подготовленности обучаемых, их индивидуальных способностей усвоения дидактического контента, а так же личных интересов и потребностей в получении знаний; сделать более самостоятельной познавательную деятельность обучаемых, придать ей поисковый характер; стимулировать обучаемых к постоянному стремлению и готовности к самообразованию; расширить возможности для установления междисциплинарных связей; обеспечить гибкость и мобильность образовательного процесса, постоянное и динамичное обновление его дидактического контента.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №14-06-00024а «Модернизация сферы высшего профессионального образования: комплексное исследование особенностей применения электронных образовательных ресурсов».

 

Список литературы

1.      Алфеева, Е.Л. Модель информационной среды профессиональной деятельности в образовании // Информационные технологии, 2006, №10. С. 65-71.

2.      Гужов В.В. Анализ инновационных решений и технологий, направленных на модернизацию системы образования в РФ [Электронный  ресурс]. Режим доступа - http://www.rkpr.inion.ru/files/download/100021985/100021985.doc?      1367920278657.

3.      Иванов С.Ю., Иванов А.С. Образование: ракурсы и грани // Вестник высшей школы Alma mater, 2009, №2. С.59.

4.      Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. 2-е издание, дополненное. – М: ИИО РАО, 2008. – 274с.