Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

На сегодняшний день система высшего образования в нашей стране претерпевает значительные изменения: происходит процесс модернизации и переход образования на многоуровневую структуру. Данные изменения     являются следствием кардинальной смены в российском обществе социальных, экономических, политических ориентиров и переоценки ценностей.

Согласно новым нормативным документами, касающимся сферы образования: «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства…» [3].

Основные тенденциями развития и современные требования общества подняли проблему ориентации образования не только на усвоение студентом определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

В настоящее время образовательный процесс современного вуза актуализирует перевод студента из ранга объекта обучения в ранг активного субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также активизирует самоуправляемую творческую учебно-профессиональную деятельность студентов. Реализация данной деятельности на уровне  традиционного научно - методического обеспечения процесса подготовки будущих специалистов является достаточно сложной, поэтому на сегодняшний день становятся востребованными активные формы и методы обучения, воспитания, контроля.

Изменение требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, целей, содержания образования выдвинуло на одно из первых мест проблему самоорганизации учебно- профессиональной деятельности студентов [1]. Актуальность проблемы самоорганизации, в первую очередь, связана с тем, что самоорганизация является важнейшей частью системы организации учебно-профессионального процесса, которая, в свою очередь, является одним из важнейших компонентов системы, обеспечивающей качество образования.

В психолого-педагогической литературе не существует единого, установившегося определения самоорганизации, несмотря на широкую представленность этого феномена в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях различных направлений. Самоорганизация рассматривается в связи с различными аспектами учебно-профессиональной деятельности, к числу которых относятся формирование навыков рационального ведения учебно-профессиональной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, формирование и совершенствование самообразовательной деятельности, самовоспитание, самореализация личности в деятельности [1].

С.Н. Михневич, рассматривая в своей статье понятия самостоятельности и организованности в различных ракурсах, приводит определение термина «самоорганизация». Самоорганизация – это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [2].

Компетенции самоорганизации учебно-профессиональной деятельности представляют собой способности субъекта рационально организовывать и

поэтапно выполнять свою учебно-профессиональную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности профессионально значимой учебной работы и совершенствования процесса ее организации на основе сознательного применения накопленных знаний, компетенций и опыта [1].

Из выше приведенных определений следует, что сформированность компетенций самоорганизации у студентов в огромной степени определяет их активность в обучении, качество подготовки, а также эффективность и результативность их учебно-профессиональной деятельности.

К сожалению, в большинстве случаев в вузах мало внимания уделяется развитию у студентов компетенций самоорганизации, на первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, то есть овладение профессиональными знаниями. В связи с этим, как показывает педагогическая практика, многие студенты испытывают трудности, связанные с недостаточным уровнем сформированности умений планировать свою деятельность, рационально использовать свое время, организовать себя, работать с книгой, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли, работать в команде.

Студенты, владеющие компетенциями самоорганизации, характеризуются многообразием интересов, сознательной работой над выработкой своего мировоззрения, над волевыми чертами характера, отличаются настойчивостью в достижении целей. А так же в значительной мере владеют своими психическими процессами: умеют длительно сосредотачивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную активность и т.д. [2]

Одним из возможных путей эффективного формирования компетенций самоорганизации  учебно- профессиональной деятельности студентов вузов   является разработка и применение в учебном процессе вуза специальной педагогической системы и комплекса педагогических условий формирования исследуемых компетенций.

С.С. Котова в своей диссертационной работе выделяет необходимые педагогические условия, влияющие на успешное формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов:

-   включение студентов в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю своей профессионально значимой учебной работы;

-       внедрение  в  процесс  обучения  программы  психолого-педагогического  сопровождения   учебно-

профессиональной деятельности студентов, нацеленной на формирование компетенций самоорганизации;

-    интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных задач и заданий, нацеленных на формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов;

-   формирование и развитие у студентов рефлексивной позиции [1].

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых, С.С. Котова также в своей диссертации определяет набор компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов и его содержание: компетенции определения и формулирования цели и задач учебно-профессиональной деятельности; компетенции планирования и конструирования процесса учебно-профессиональной деятельности; компетенции анализа и диагностики состояния учебно-профессиональной деятельности; компетенции организации осуществления учебно-профессиональной деятельности в соответствии с планом; компетенции оценки учебно-профессиональной деятельность и ее результатов, предполагающие формирование и развитие рефлексивной позиции; компетенции корректирования и совершенствования организации и осуществления учебно-профессиональной деятельности [1].

Она также определяет и обосновывает в своей работе критерии формирования компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов - продвижение от низкого уровня (имитирующе-репродуктивного) к среднему (комбинирующе-продуктивному), и от среднего к высокому (творческо-преобразующему) уровню сформированности данных компетенций [1].

В условиях конкуренции на рынке труда гораздо больше возможностей и перспектив имеют выпускники активные, творческие, обладающие, помимо знаний и высокой квалификации, способностью к самообразованию, к самосовершенствованию, к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности [2]. Поэтому, из выше сказанного можно сделать вывод, что в современных условиях для воспитания будущих специалистов различных сфер возрастает значение формирования у студентов компетенций самоорганизации учебно-профессиональной   деятельности.

Так как самоорганизация занимает значительное место в структуре учебно-профессиональной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления, вопрос формирования компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов в современных условиях требует дальнейших изучений и поисков путей решения на теоретическом и практическом уровнях.

 

Список литературы

1.      Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно - профессиональной деятельности студентов вузов. Текст.: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008-225с.

2.      Куприна А.В., Михневич С.Н. О самоорганизации студентов-первокурсников в вузе // Актуальные проблемы права, истории и экономики. Профилактика преступности несовершеннолетних: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Шадринск: Каргап. филиал ОГУП "Шадринский Дом Печати", 2012. - С. 126-135.

3.      Федеральный закон от 29.12.2014 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».