28 января 2017г.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура.
Keywords: physical activity, physical education.
Одной из приоритетных задач современного общества является воспитание компетентной творческой личности, адаптированной к непрерывно меняющимся условиям жизни, личности с высоким уровнем здоровья и развитыми физическими качествами. Особая роль в становлении личности отводится физической культуре. Задача физической культуры заключается не только в физическом воспитании обучающихся, но и в том, чтоб, выпускаясь, молодые люди умели организовать свою деятельность по укреплению и сохранению своего здоровья, повышению функциональных возможностей своего организма. Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент. Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, так как в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.
В результате среди студентов велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избы- точной массой предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями.
Современное содержание предмета физической культуры должно исходить из следующих условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии молодежи;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека,
укрепления здоровья и поддержания долголетия;
-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что физическая культура - это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности.
Поэтому современные условия предъявляют особые требования к преподавателю физкультуры, к его инновационной деятельности.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.
В деятельности педагогов физической культуры используются следующие виды инновационной технологии:
- здоровьесберегающие технологии (строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического
развития всех учащихся, их группы здоровья; контроль температурного режима, вентиляции помещения; проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря; применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений ; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении).
- групповая организация деятельности учащихся;
- применение в урочной и внеурочной деятельности ИКТ;
-технология игрового моделирования;
- технология соревновательного метода.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода: 1.Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2.Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости. 3.Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.
В связи с физиологическими особенностями полов не лишнем будет применение раздельных занятий для юношей и девушек.
На занятиях с юношами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок строится таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. У учащихся появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами.
В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие.
Занятия физической культурой с девушками проходят с применением современных вызывающих интерес у молодёжи технологий физкультурно-спортивной деятельности: классическая аэробика, степ- аэробика, силовая аэробика, фитбол, калланетик, степ, стрейтчинг. Такие занятия способствуют улучшению координации движений, коррекции осанки, телосложения посредством снижения % жировой ткани.
Одним из инновационных методов, применяемых к студентам - является возможность выбора любимого вида спорта при организации физкультурных занятий. Следует признать, что коэффициент отдельных компонентов физической культуры, например, студенческого спорта, остается достаточно высоким. В этой связи актуально внедрение его технологий, например, «спорта для всех», «спорта для каждого»; фитнес, альпинизм, ориентирование, скалолазание и др., востребованных студентами многих европейских вузов.
На занятиях физической культурой студенты должны приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью обучающимся дается задание самостоятельно подготовить обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпустить информационный бюллетень
«Новости спорта», разработать комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстроить индивидуальную траекторию обучения. У студентов воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.
Внедрение и использование инновационных технологий способствует повышению эффективности системы физкультурного образования, обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий в учебном заведении, развитию основных физических качеств и способностей у обучающихся. Эти технологии позволяют расширять функциональные возможности организма, приобретать умения и навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, формировать культуру движений, приобретать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии. Понимать ценность роли здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, и наряду с этим формировать сознательное отношение к собственному здоровью.