Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

На сегодняшний день не маловажными факторами, влияющими на развитие у студентов потенциальных возможностей, интеллектуальных способностей и формирование профессионально важных качеств, являются факторы помогающие студенту лучше адаптироваться в новых для него условиях обучения в вузе, правильно организовать свою умственную деятельность и с первого курса ориентироваться на приобретение профессии. Такими факторами являются  высокая  самостоятельно-познавательная  активность, сформированная психологическая готовность к учебной деятельности, т.е. наличие мотивации к познавательной деятельности, умение ставить цели, находить средства достижения  целей, самостоятельно формировать профессионально- важные качества. Эти необходимые качества прививаются и развиваются у будущих студентов еще со школьной скамьи, которые проявляются уже в первые месяцы обучения в вузе.

Наглядным примером психологической сформированности у студентов к самостоятельной учебной деятельности является показатель успеваемости студентов. Качество усвоения полученного материала в первые месяцы обучения, является показателем уровня интеллектуальных способностей у студентов, которые они развили в школе.

На кафедре черчения и начертательной геометрии проведен анализ показателей успеваемости и качества обучения в сентябре и октябре месяцах за последние 5 лет (с 2011 г. по 2015 г.).

Анализируя общие показатели по всем факультетам, можно сделать выводы, что до 2013 г. студенты поступали психологически более подготовленные к самостоятельной деятельности в вузе, быстрее адаптировались в новых условиях обучения, смогли правильно организовать свою умственную деятельность. С 2014 г. оба показателя падают, что говорит о незрелости сегодняшних студентов, плохой их подготовленности к самостоятельной работе, наглядным примером этих показателей служит общефакультеский график (см. Рисунок 1).


Для повышения показателей успеваемости и качества обучения в первые месяцы, являются отношения взаимодействия и сотрудничества между преподавателями и студентами. Переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, содействуют развитию мотивации и заинтересованности к учебной деятельности, способностей к обучению и принятию оригинальных решений, развитию интеллекта и профессиональному становлению в будущем.

Если раньше лекции читались в виде информационного изложения, даже при своей последовательности и наглядности, одни студенты успевали осмыслить, другие - только механически записывали слова, что приводило к пассивному восприятию материала. Это сложнейшая педагогическая проблема, недостатки которой в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и новыми вариантами подачи лекционного материала.

Как мне кажется разработка и появление новых лекционных курсов, таких как проблемная лекция с активными формами обучения, помогают совершенствовать навыки педагогического общения и мобилизируют творческое мышление студентов.

В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. Преподавателем создается задача, решение которой необходимо найти студентам, при этом решение задачи один из студентов находит возле доски, остальная аудитория вместе с преподавателем координирует его действия, шаг за шагом подводя к искомой цели.

Стремясь к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания, независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей, предоставляется возможность выступать в роле «решающего задачу» всем студентам группы поочередно. Как результат, в ходе разрешения задач, все студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Интерес к обучению возникает в связи с поисками и нахождением решения проблемной задачи, в процессе умственного труда возникает внутренняя заинтересованность. При данной форме изложения информации процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Данный метод проведения проблемной лекции с активной формой обучения был апробирован при проведении курса лекций по дисциплине «Начертательная геометрия» на кафедре черчения и начертательной геометрии. Не традиционное чтение лекции вызвало у студентов большой интерес и только положительные отклики. У большинства студентов появилась мотивация к обучению и заинтересованность к предмету. Студенты больше стали проявлять самостоятельности и при выполнении расчетно-графических работ, решении задач на практических занятиях. И хотя, сбор данных и результатов апробации не на заключительной стадии, уже можно утверждать, что результативность в этой группе высокая, усвоение материала намного выше, чем в предыдущие годы. На мой взгляд студентами был приобретен богатый опыт в самостоятельности и творческой активности в усвоении знаний и развитии теоретического мышления, а также приобретен преподавателем богатый  опыт взаимодействия и сотрудничества со студентами, помогающий совершенствовать навыки педагогического общения.

Для повышения эффективности вузовского обучения важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. В этом им поможет метод проблемной лекции с активными формами обучения. Главное условие - форма диалогического общения, с помощью которого обеспечивается развитие познавательного интереса к содержанию предмета, корпоративность, самостоятельность и творческая активность каждого студента в усвоении знаний, формирование умений и навыков в их практическом применении, а также преодоление психологически заниженной уверенности в своих силах при решении сложных задач.

 

Список литературы

1.      Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Г.В. Сучков, В.Е. Столяренко, Н.А. Кулаковская. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 2002 г. ‒ 544 с.

2.      Соколова, И.Ю. Психологические основы технологий подготовки специалистов в техническом вузе: автореф. дис. д-р псих. наук: 19.00.07.  Томск, 1997.