27 января 2019г.
Основная цель довузовского обучения иностранных граждан - подготовка учащихся к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке в российских вузах. Как показывает практика, основные проблемы у иностранных студентов младших курсов возникают из-за неудовлетворительного восприятия, понимания, произнесения общенаучной и специальной терминологии на русском языке [1].
Выпускник довузовской подготовки, изучавший химию должен:
- знать определение базисных понятий, общенаучные и специальные термины данной дисциплины,
- уметь использовать специальную и общенаучную терминологию, давать описание базовых понятий,
- применять знания законов, теорий, уравнений при изучении химических процессов,
- самостоятельно выполнять расчеты по химическим уравнениям,
- применять экспериментальные методы определения химических свойств веществ и параметров химической реакции.
Готовность иностранных граждан к активному усвоению отдельной естественнонаучной дисциплины значительно снижается при параллельном обучении иностранных граждан естественнонаучным дисциплинам на этапе довузовской подготовки, из-за низкого уровня базовых знаний по изучаемым дисциплинам и русскому языку, практического отсутствия мотивации к получению знаний по выбранному направлению обучения, позднего заезда. Под параллельным обучением понимается одновременное изучение естественнонаучных дисциплин, например, для медико-биологической направленности – это математика, информатика, биология, химия, физика.
Построение учебного процесса на довузовском этапе подготовки иностранных граждан должно учитывать особенности их обучения в родной стране и структуру восприятия знаний учащимися.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших компонентов вузовского процесса обучения. Данный метод преподавания активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; представляет им информацию для самообразования; знакомит студентов с их уровнем образованности. Контроль учебной деятельности учащихся осуществляется, как со стороны преподавателя, так и со стороны самих учащихся (самоконтроль). При выборе средств, приемов и форм контроля преподавателю необходимо учитывать, что они должны усиливать диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую функцию и положительно влиять на мотивационную сферу.
Для контроля качества знаний учащихся наряду с традиционными формами контроля в учебном процессе активно используются тесты. Для иностранных учащихся тесты являются одной из основных форм контроля знаний в школе. Поэтому тестирование при изучении химии на довузовском этапе подготовки является ведущей формой контроля качества знаний.
На начальном этапе обучения, когда иностранные учащиеся практически не владеют терминологией естественнонаучных дисциплин на русском языке, тесты выполняют обучающую функцию. Ответы на тест позволяют быстрее сориентироваться на тему вопроса и дают возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями.
При текущем и итоговом контроле знаний по химии используются тестовые задания закрытого и открытого типов различного уровня сложности. При обучении химии применяется в основном тематическое тестирование. В тестах проверки теоретических знаний снимаются ограничения по времени.
После выполнения теста преподаватель разбирает ответы на тесты, обобщается изученный материал и предлагает учащимся найти допущенные ошибки в выполнении задания, исправить их, задать вопросы.
Качество обучения во многом зависит от умения читать и понимать различные источники информации, находить нужную информацию в источниках. Поэтому на занятия по химии иностранные граждане при ответах на тесты могут пользоваться рабочими тетрадями, учебными пособиями. На некоторых занятиях учащиеся должны найти ответы на тесты в тетради. Например,
- продолжить предложение,
- найти начало предложения,
- найдите правильный ответ, если утверждение верно.
В тест, как правило, стараются отобрать минимальное достаточное количество заданий, которое позволяет точно определить уровень и структуру подготовленности учащихся, как правило, учащимся предлагается от 3 до 10 тестовых заданий. При балльной оценке ответа на тест открытого типа учитывается любое правильное утверждение.
Систематичность – это одно из главных требований к контролю. Текущее тестирование на занятиях по химии проводится совместно с пересказом текста как проверка домашнего задания – мини тестирование (15 минут), после изучения разделов и тем по химии. Иностранные учащиеся воспринимают тестовые задания как неотъемлемую часть учебного процесса.
Тест представляет собой систему заданий, в которую входят тесты разной степени сложности. Для иностранных учащихся можно предложить следующее распределение заданий:
1. На начальном этапе обучения:
- до 40% заданий от всех заданий теста – простые задания, с которыми должны справиться большинство учащихся,
- до 50% - задания средней трудности,
- до 10% - трудные задания, с которыми справятся только наиболее эрудированные в русском языка и химии учащиеся.
2. При итоговом контроле знаний:
- до 30% заданий от всех заданий теста – простые задания,
- до 60% - задания средней трудности,
- до 10% - трудные задания.
Тестовые задания распределяются по трем уровням сложности. Первый уровень (простые задания) требует конкретного знания понятий и фактов, ответы на вопросы могут быть найдены учащимися непосредственно в учебном пособии, рабочей тетради. Очень эффективно использование в данном случае тестовых заданий закрытого типа: на идентификацию, альтернативной формы, с множественным выбором верных ответов, на установление соответствия.
Тестовые задания первого уровня могут быть использованы и для закрепления учебного материала непосредственно на занятии. В этом случае после объяснения учебного материала в конце занятия предлагается выполнить тест.
В тестах второго уровня (задания средней трудности) могут быть использованы тестовые задания закрытого и открытого типов, как правило, в тестовых заданиях открытого типа используют тесты с кратким ответом: дополнение, напоминание, соответствия. Например: составить предложения по модели, закончить уравнения реакций.
При использовании тестов третьего уровня сложности (трудные задания) учащимся предлагаются тестовые задания открытого типа с развернутым ответом. Например, напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения; различного вида задачи.
На начальном этапе обучения иностранных граждан возможно одно задание представлять с различной степенью сложности. Например, общее задание, каким символом обозначается химический элемент натрий?
Для теста простого уровня предлагается ряд химических символов, из которых должен быть выбран символ натрия. Для теста среднего уровня предлагается ряд формул молекул, из которых должна быть выбрана формула молекулы, содержащая натрий. Для теста сложного уровня предлагается формула реакции, в которую входит вещество, содержащее натрий. В этом случае предлагается записать формулу вещества, содержащего натрий.
Как правило, тестовые задания выполняются в письменном виде, но начиная со второго семестра, когда иностранные граждане сдадут экзамен по русскому языку, предлагаются устные тесты.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются индивидуальной формой контроля, дают возможность проверить значительный объем изученного материала, быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Список литературы
1. Хвалина Е.А. Некоторые аспекты контроля качества знаний иностранных учащихся довузовского этапа обучения // XVII Междунар. научн. «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла». – Тула: ТулГУ, 2018 С. 79 – 84.