Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Глобальные изменения современного российского общества, затрагивающие институциональный и личностный уровень, отражающиеся на всех сферах общественной жизни, ставят институт образования, понимаемый как «главный фактор и пространство производства и воспроизводства высококвалифицированных кадров», перед необходимостью радикальных изменений, переосмысления его роли в обществе в целом и спектра  основных задач, среди которых наиболее важное значение  имеет профессиональная социализация студентов [1; c.109]. Образование трактуется как «институт успешной личностной и профессиональной социализации, обеспечивающий рост социально-экономических ресурсов государства и приводящий через накопление человеческого капитала к росту государственного капитала» [2; c.76]. В данном контексте изучение проблемы вузовской профессиональной социализации приобретает не только сугубо теоретическое, но и особое практическое значение.

В проекте «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» утверждается, что в соответствии с потребностями постиндустриальной экономики и общества 21 века возрастает роль и значение социальной функции образования, обеспечивающей единство общества на основе успешной социализации молодежи [4]. В документах Болонского процесса, являющегося одним из факторов модернизации высшего образования, уделяется особое внимание вопросам качества профессионального обучения и профессиональной социализации выпускников, проблемам социального измерения высшего  образования и трансформации его функций в свете данного параметра. В  аспекте реализации принципов Болонской декларации возрастает социально-экономическая функция вузов, призванных готовить специалистов, востребованных современным рынком труда.

Вместе с тем, в стране наблюдается четкая тенденция перепроизводства кадров с высшим образованием, которые вынуждены адаптироваться в условиях динамично развивающегося рынка труда, ориентированного на профессионально мобильного специалиста, способного к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, к самостоятельному осуществлению преобразований своей профессиональной деятельности. В данном контексте возрастает роль и значение осуществляемой в вузовском пространстве академической мобильности, выступающей значимым фактором формирования установки на профессиональную мобильность будущего специалиста.

Осмысление состояния современной высшей школы заставляет задуматься о направлении вектора, который сможет не только предоставить возможности сохранения лучших национальных образовательных традиций, но и определить специфику дальнейшего развития вуза. Интернационализация высшей школы в данном ракурсе выступает как базовое направление, структурирующее и определяющее содержательно специфику научно-образовательной деятельности современного университета и содержащее в себе совокупность социально-культурных и социально-педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной социализации студентов. Важно отметить, что эффективность деятельности современного вуза, ежегодно определяемая мониторингами, проводимыми Министерством образования и науки РФ, предусматривает рассмотрение интернационализации как одного из семи ключевых индикаторов, соответствие которым подтверждает качество образования, предоставляемого тем или иным вузом.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что интегративная природа феномена профессиональной социализации студентов наиболее детально проанализирована в социологических и педагогических исследованиях, посвященных проблемам среднего специального и высшего профессионального образования. Так, проблемам профессиональной социализации студентов ССУЗов посвящены работы В.В. Землянского, А.В. Морозовой, Н.А. Фроловой, Е.А. Копыця, И.Д. Левина, Н.С. Шутилиной, Т.Н. Севастовой и др. Проблема профессиональной социализации студенческой молодежи отражена в монографических исследованиях Л.А. Амировой, С.П. Иваненкова, Л.М. Митиной, В.В. Сохранова, Л.И. Саввы, А.Л. Солдатченко, Е.Б. Плотниковой, Л.Э. Пробст, Н.С. Пряжникова,  Е.И. Рабиной, М.В. Ромм, Т.А. Ромм, Л.С. Рязановой, Ю.В. Вавилиной, Р.А. Бикулова, С.Г. Разуваева, Л.В. Тарасенко, О.А. Нор-Аревян и др. Структурно-функциональная  модель профессиональной социализации студентов представлена в работах В.А. Клименко.

Проблема профессиональной социализации студенчества находит свое отражение в работах, где объектом исследования выступают студенты, обучающиеся в рамках отдельных групп специальностей. Так, проблемам профессиональной социализации студентов медицинских вузов посвящены работы А.Ф. Амирова, С.М. Серегина, А.А. Айсиной, И.В. Кагитиной и др.; профессиональная социализация студентов военных вузов исследована в работах С.Н. Дигина; профессиональная социализация студентов аграрных вузов – в работах Селиванова Д.Ю.; студентов технических специальностей – в работах Клименко В.А., Валеева А.В., Сергеева С.В., Буркиной Л.С. и др.; проблеме профессиональной социализации будущих социальных работников посвящены труды Воробьевой И.В., Голенковой О.В., Черневой В.Р., Бражник Е.И., Кошкиной В.С и др. Проблема профессиональной социализации студентов педагогических вузов получила свое отражение в работах Л.В. Ведерниковой, В.В. Садырина, Н.О. Яковлевой, Л.В. Трубайчук, З.Ю. Тюмасевой, Соколовой Н.А., Л.А. Глазыриной, Н.В. Увариной, Л.А. Амировой и др. Проблемам внедрения технологий профессиональной киберсоциализации студентов посвящены работы А.М. Балыкина, В.А. Плешакова и др.

Основная масса диссертационных исследований, посвященных исследуемой проблеме, защищена в рамках социологических и психолого-педагогических специальностей. Так, следует отметить социологические исследования последних лет Валеевой А.В., С.И. Кучмиевой, Е.С. Студеникиной, И.В. Воробьевой, А.В. Морозовой, Н.В. Фокиной, Л.С. Буркиной, В.В. Звягинцевой, И.В. Кагитиной и др. В сфере психологии – кандидатские диссертации К.Ю. Лебедева, И.Г. Колосовой, О.С. Ирбы. В рамках педагогической специальности 13.00.08 необходимо отметить следующие кандидатские исследования: С.В. Башировой, Л.В. Будкиной, О.В. Шмаковой, Н.. Шутилиной, Е.А. Югфельдт, Е.А. Копыця, Н.М. Тазидиновой, Л.Л. Плотниковой Г.А. Смирновой. Особый интерес представляет докторская диссертация Л.А. Амировой, посвященная развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования.

В зарубежной научной традиции общим вопросам процесса профессиональной социализации студентов посвящены работы следующих ученых: R. Cant, J.Higgs, R.K. Merton, S.K. Gardner, B.J. Barnes, C.Y. Costello, A.G. Olmsted, M.A. Paget, P.A. Adler, F, Davis, E.S. Hughes, M. J. Huntington, I.Y. Simpson, G.G. Reader, P.L. Kendall, A.K. Bragg и др. Отдельные группы исследований посвящены анализу профессиональной социализации в рамках той или иной специальности, с учетом ее специфики. Например, вопросам профессиональной социализации медицинских работников посвящены труды D. Toit, M. Gray, L.N. Smith, K.H. Pitkala, T. Mantyranta, F. Davis, D. Goldenberg, K. Adams; социальных работников – труды M.Barretti, I. Weiss, R.A. Gnaan, J. Gal, S.E. Miller, R. Landau; педагогов – D.R. Gibson, K.M. Zeichner, J.Core, K.C.    Graber, P.G. Schempp. Значительное число иноязычных работ посвящено проблемам профессиональной социализации аспирантов: B.Keith, H.A. Moore, J.C. Weidman, E.L. Stein, J.S. Antony и др.

Вместе с тем, анализ вышеприведенных отечественных и зарубежных источников наглядно доказывает, что несмотря на отдельные фрагментарные указания в работах исследователей на отражение проблемы профессиональной социализации студентов в базовых документах Болонского процесса, фундаментальные исследования феномена профессиональной социализации студентов в аспекте интернационализации высшего образования отсутствуют, так же как отсутствуют и детальные исследования академической мобильности студентов как фактора, непосредственным образом влияющего на процесс профессиональной социализации, его успешность посредством формирования готовности к мобильности профессиональной. Абсолютное большинство научных публикаций по исследуемой проблеме носит чисто дескриптивный характер, не отражая сути явления профессиональной социализации. Сложно не согласиться с А.Ф. Амировым и Л.А. Амировой, утверждающими, что «на сегодняшний день в педагогической науке проблемы профессиональной социализации молодежи и отдельных ее направлений скорее намечены, чем изучены и проанализированы» [1; c. 108].

С точки зрения исследователя В. В. Звягинцевой, «профессиональная социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, процесс вхождения специалиста в профессиональное сообщество, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой стороны – процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самоусовершенствования» [3; c.42].

Интернационализация высшего образования, проявляющаяся во внедрении международного компонента   во   все   сферы   жизнедеятельности   университета   (учебно-образовательную,   научно- исследовательскую, административную, систему дополнительного образования) и нацеленная на интеграцию в образовательный процесс опыта лучших образовательных практик зарубежных стран при сохранении и развитии лучших традиций национальной системы высшего образования, содержит в себе совокупность социально-культурных и социально-педагогических условий, существенным образом влияющих на эффективность профессиональной социализации студентов.

Академическая мобильность, являющаяся базовым звеном интернационализации высшего образования, может рассматриваться как один из факторов, влияющих на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов и одновременно как фактор, способствующий формированию установки на профессиональную мобильность (или готовности к профессиональной мобильности), влияющую на профессиональный рост и развитие личности.

С нашей точки зрения, интернационализация высшего образования будет оказывать существенное влияние на процесс профессиональной социализации студентов, если:

1.       Интернационализация рассматривается всеми субъектами учебного процесса   (высший менеджмент вуза, ППС, студенческий контингент) как значимая часть общей стратегии развития высшего учебного заведения, предполагающей рассмотрение параметра качества высшего образования сквозь призму требований Болонского процесса с учетом мировых стандартов.

2.       Интернационализация высшего образования развивается в рамках конкретного вуза в гармоничном сочетании внешней и внутренней ее форм, подразумевающих не только участие в выездной академической мобильности, но и интернационализацию учебных планов и программ, включение в их содержательное поле межкультурного компонента.

3.   В образовательной среде вуза сформировано мотивационное поле для участия в разных видах и формах академической мобильности как студентов, так и преподавателей, когда реальная академическая мобильность развивается параллельно с виртуальной, позволяющей увеличить объемы студенческого контингента, вовлеченного в процесс интернационализации. При этом  академическая мобильность воспринимается и ППС, и студенческим сообществом как своеобразная «гарантия качества высшего образования».

4.     Вуз обладает сетью зарубежных партнеров, сотрудничество с которыми характеризуется долговременностью и устойчивостью, отражающейся в совместных научно-исследовательских и научно- образовательных проектах, в которые вовлечены как преподаватели, так и студенты вуза.

5. Проектное поле университета, понимаемое как совокупность реализуемых в нем международных проектов различных типов, включает в себя компонент академической мобильности и преподавателей, и студентов.

6.   Трансграничное образовательное пространство, ярким примером которого является Баренцев Евро-Арктический регион, может трактоваться как специфическая образовательная среда профессиональной социализации студентов, в которой принцип трансграничности на уровне социально-культурных, социально-экономических и педагогических факторов содержательно и формально мотивирует студентов на участие в академической мобильности и обеспечивает формирование инновационных образовательных полей. При этом трансграничное образовательное пространство может выполнять миссию социализации только в том случае, если его структура и содержание в рамках того или иного национального университета оформлено в русле определенной культурной традиции, с ориентацией на основополагающий принцип культуросообразности.

Таким образом, проведенный анализ теоретических источников, а также практический опыт автора в сфере международного проектного менеджмента позволяет утверждать необходимость глубинного изучения феномена профессиональной социализации студентов в аспекте интернационализации высшего образования, определяющей вектор развития современной высшей школы.

Список литературы

 

1.       Амиров А.Ф., Амирова Л.А. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. – Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - №4. - с. 108-113

2.    Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. -№3. – с.65-86.

3.    Звягинцева В.В. Профессиональная социализация студентов выпускных курсов гуманитарных вузов (на примере вузов г. Москвы и Московской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Специальность 22.00.04. – Социальная структура, социальные институты и процессы. – М., 2013. – 175с.

4.    Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д. и др. Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к 9 международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация». – Москва, 1-3 апреля 2008г. - г. Москва: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2008. – 39с.