20 февраля 2016г.
В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие индивидуальной образовательной траектории с позиций человеко сообразного подхода, определяются условия реализации индивидуальной образовательной траектории студента средствами физической культуры в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория и её структура, психолого-педагогические условия реализации индивидуальной образовательной траектории.
В эпоху глобализации становится очевидной необходимость трансформации института высшего образования. В различных образовательных системах, его степень и формы проявления различны, однако общими являются трудности в интерпретации целевых, содержательных и ценностных аспектов образовательной деятельности. Все это приводит к необходимости модернизации системы высшего профессионального образования, в целом, и педагогического образования, в частности [3, 20].
На современном этапе развития модернизирующейся системы образования в России усиливается интерес к качеству и эффективности её функционирования, которые многие теоретики и практики педагогики связывают с личностью обучающегося. В научных исследованиях и практической деятельности формируется такое педагогическое понятие, как индивидуальная образовательная траектория личности, указывающая на самобытность жизненного пути каждого человека и признание его индивидуальности и неповторимости.
Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории обучающегося представлена в различных психолого-педагогических исследованиях (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, А.Б. Воронцов, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельский, Е.А. Александрова). В них изложены разные подходы к трактовке этого понятия с позиций: проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода, технологии педагогического сопровождения.
В концепции И.С. Якиманской ключевым в понятии индивидуальная образовательная траектория является психолого-дидактический подход. В рамках этого подхода под индивидуальной образовательной траекторией понимается персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося [7]. Основным содержанием индивидуальной образовательной траектории является характер способа учебной работы и избирательность к овладению учебным материалом, устойчивость его интересов к содержанию предметного знания.
И хотя способ учебной работы характеризует не результативную, а процессуальную сторону учения, интегрирует в себе логические и психологические аспекты, отражает личностную структуру учения, он существенно влияет и на результаты обучения, делая их личностно значимыми.
Способ учебной работы рассматривается как основная единица учения и определяется как «устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности. Способ учебной работы характеризует индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала, устойчивость предпочтения, продуктивность использования знаний» [7, 27].
На основании ряда исследований (А.Л. Димова, Е.П. Носова, И.С. Якиманская и др.), можно объяснить процессуальные отличия в способах учебной работы обучающихся [2; 5; 7]. Психологическими факторами этих различий становятся индивидуальные предпочтения, привычки, установки студентов, а основным источником этих компонентов - субъектный опыт обучающегося.
Варианты индивидуальной образовательной траектории могут проявляться при сравнении специфики развития основных видов мышления: практически-действенного, наглядно-образного и словесно-теоретического, а в предмете «физическая культура» - различных физических способностей, уровня сформированности мотивации, индивидуальных особенностей развития [2].
Выявление индивидуальной образовательной траектории через определение избирательности обучающихся к учебному материалу, различного по форме предъявления, должно происходить на разных этапах усвоения понятий: при усвоении содержания, объема, существенных связей данного понятия с другими понятиями системы (овладение теорией); при овладении умением оперировать понятием в решениях разнообразных задач.
Анализ существующих теоретических концепций диагностики способов учебной работы, познавательных способностей, интересов, устремленности на различные виды деятельности позволяют сделать предположения о психолого-педагогических условиях, при которых индивидуальной образовательная траектория обучающегося может быть выявлена.
К числу таких условий можно отнести предоставление обучающемуся возможности выбора способов работы с учебными заданиями, различающимися типом, видом и формой; использование специального дидактического материала или оборудования, позволяющего выявлять индивидуальную познавательную избирательность к проработке программного материала, ее устойчивость на разных этапах обучения; владение педагогом как непосредственным организатором образовательного процесса технологией педагогического наблюдения и осуществление его на занятиях.
Свобода выбора обучающимся способа выполнения задания, то есть той реальной стратегии действования, к которой он прибегает, решая поставленные задачи, – является одним из основных среди психолого- педагогических условий, когда особенности его индивидуальной образовательной траектории могут быть выявлены. Подбор альтернатив, т.е. поле выбора обучающегося, его структурирование и организация осуществляется педагогом в соответствии с теми задачами, которые он ставит. Создание специального дидактического материала, необходимого оборудования, которые обучающийся сможет выбирать в зависимости от личного предпочтения – составляет психолого-дидактическую основу для выявления его индивидуальной образовательной траектории.
А.Л. Димова, разрабатывая концепцию индивидуальной траектории обучения физической культуре студентов вузов, выделила в технологическом блоке следующие направление:
1. Формирование индивидуальной учебной программы по предмету «Физическая культура» на основе определения исходных показателей здоровья, их физического и психофизиологического состояния с учетом личностных интересов, потребностей, мотивации и пожеланий.
2. Выбор организационных форм для проведения занятий.
3. Формирование индивидуального расписания занятий по физической культуре [2].
Нам ближе педагогическая позиция, обосновывающая индивидуальную образовательную траекторию в связи с сущностными характеристиками человека. Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования, считает А.В. Хуторской [10]. В этом случае обучающемуся предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные смыслы, цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт обучающегося становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности [1; 8].
Под индивидуальной стратегией обучения педагогами понимается комплекс дидактических мер, обеспечивающих развитие человека в соответствии с его индивидуальным запросом и социальным заказом. [4; 9; 8].
Индивидуальная стратегия развития выстраивается на основе обоснования индивидуальной траектории развития, которая определяется с позиций проектирования как целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая обучающемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Ценность индивидуальной образовательной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность, находить личностные образовательные смыслы. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности обучающегося, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности, создает предпосылки для профессионального становления студентов.
Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося дает возможность педагогу использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, формы и подходы, обеспечивающие развитие личности формирующегося специалиста и его профессионально-личностное становление, учитывающие индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья, социальное положение жизненные планы и перспективы обучающихся.
Создание системы спортивных секций, включение студентов в разнообразную спортивную и соревновательную деятельность позволяет сформировать воспитательную среду, которая обеспечивает обучающимся творческое развитие и предоставляет им свободу для самореализации, личностного и профессионального смыслотворчества.
Научная новизна данного подхода заключается в решении не только образовательных, но и воспитательных задач через обеспечение индивидуальной образовательной траектории, что делает обучающегося реальным субъектом образовательного процесса.
Структура индивидуальной образовательной траектории включает следующие компоненты:
1) целевой (постановка целей);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ, программ секционной и соревновательной деятельности);
3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-педагогический (обоснование и обеспечение условий и путей достижения педагогических целей).
6) результативный (формулировка ожидаемых результатов).
Целью педагогического проектирования индивидуальной образовательной траектории личности является создание и изменение организационных процессов воспитания и обучения, перевод процессов личностного развития на технологический уровень. Проектирование индивидуальной образовательной траектории личности опирается на известные классические педагогические принципы целостности, системности, природо-, социо- и культуросообразности.
Таким образом, этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории могут быть представлены следующим образом:
1) определение потребностей и мотивов;
2) постановка цели;
3) разработка содержания индивидуальной траектории развития;
4) определение технологического инструментария;
5) определение направлений диагностического сопровождения обучающегося;
6) определение условий, обеспечивающих достижение цели;
7) обсуждение результатов и корректировка.
Отслеживать работу по обеспечению индивидуальной траектории развития поможет дневник личностного роста обучающегося.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В., Бермус А.Г, Картавцева О.Д., Сафонцева Н.Ю. и др. Гуманитарно-интегральный подход в методологии педагогики и опыт его применения для диагностики духовно-нравственной сферы студентов. Монография. Коллектив авторов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2013. 434 с. –
2. Димова А.Л. Построение индивидуальной образовательной траектории студентов по физической культуре в вузах с дистанционным обучением. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Издательство Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта 2008г.№6
3. Корнеева Т.В. Приоритеты модернизации педагогического образования университетского типа. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. №1. – С. 20-25.
4. Мельникова Л.А. Психологический портрет современного студента как субъекта образовательного процесса //"Вестник университета"№1(14) 2013 г. Степанакерт-Ереван, С.299-307. 376с.
5. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория. Сущность и механизмы проявления. М., Педагогика, 2009
6. Образование в поисках человеческих смыслов. Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. - 216 с.
7. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / Под научн. ред. И. С. Якиманской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 140 с., с. 27)
8. Руденко Г.Л., Самохвалова С.Ю. Организация социального партнерства в высшем профессионально- педагогическом образовании Инновационные проблемы развития современного технологического образования: Сборник статей международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Изд- во ИПО ПИ ЮФУ, 2012. - С.431-435
9. Самохвалова С.Ю. Единство воспитания и обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения: мифы, реальность и способы достижения. Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. Научно-образовательный журнал. – Ростов-на-Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2010. № 10. – С. 145-151.
10. Хуторской А.В. Методология педагогики: человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).