07 февраля 2016г.
На рубеже нового тысячелетия на рынке образовательных услуг сложилась обстановка острой конкуренции между вузами. Учебные заведения вынуждены совершенствовать стиль и методики ведения учебного процесса, расширять формы обучения. Основой повышения качества системы подготовки высококвалифицированных специалистов, становится применение педагогических средств, интегрирующих новые информационные и традиционные образовательные технологии. Разработка и ведение новых образовательных программ, методическое обеспечение учебного процесса на основе создания кафедральных учебно-методических комплексов (УМК) позволяет преподавателям достаточно свободно выбирать образовательные технологии и стиль общения со студентами. Педагоги отбирают содержание, оптимальные методы и средства обучения соответствующие задачам изучаемой дисциплины. Содержание технологий обучения предстает через структуру учебной информации, которая предоставляется студентам в комплексе задач, упражнений и заданий, обеспечивающих учебные и профессиональные навыки и умения, позволяющие накопить первоначальный опыт профессиональной деятельности. Формы организации учебных занятий предполагают овладение студентами знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередованию, а так же формам контроля, которые способствуют закреплению полученных знаний.
Технология обучения – это, с одной стороны, содержание учебной дисциплины, а с другой, формы реализации содержания в учебном процессе. Технологии обучения предполагают организацию, управление и контроль процесса обучения.
На сегодняшний день можно выделить традиционные и инновационные технологии обучения. Практика показывает использование в большинстве традиционных технологий обучения, основанных на репродуктивных методах обучения (пересказ учебного материала, выполнение заданий по образцу, лабораторная работа по инструкции), а в лучшем случаи творчески-репродуктивные (сочинения, вариативные упражнения, решения задач с применением ПК, анализ производственных ситуаций, деловые игры). При таком подходе профессиональная подготовка сводится к овладению совокупностью теоретических знаний, а во время промежуточной и итоговой аттестации оценивается в основном когнитивный компонент профессиональной подготовки. Этого не достаточно для обеспечения качества подготовки специалистов. Поэтому интенсификация обучения, на сегодняшний день остается одной из главных проблем высшей школы.
Глобализация, информационный взрыв и улучшение качества внешней среды заставляют пересмотреть подходы к изучению организационного поведения как мультидисциплины.
Организационное поведение на сегодняшний день представляет собой четко обозначенный предмет. В рамках данной дисциплины проводят исследования, определяющие эффективность управления организацией по средствам управления человеческими ресурсами.
Основы дисциплины, разработанные на Западе, в наше время широко применяются в организационных системах российских фирм.
Это научное направление раскрывает такие тематики как: организационная культура, трудовой стресс и формы борьбы с ним, выбор карьеры, адаптация внутри организации, удовлетворенность трудом, организационные обязательства, рабочие группы, коммуникационный процесс, трудовые конфликты, организационная власть и политика, неформальная организация, управленческие роли, управленческое лидерство, организационное развитие, поведенческое принятие решений, что позволяет говорить об эффективном изучении следующих компетенций:
1. Общекультурных (ОК):
– способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
– умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
– способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
– стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
– умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
– способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
– способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).
2. Профессиональных (ПК):
– знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
– способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
– готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
– способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
– владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
– способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
– способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
– способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
– способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и
осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
– способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13) [2].
Организационное поведение направленно на улучшение эффективности управления персоналом, что влечет за собой эффективность предприятия в целом. Исходя из этого, преподаватели должны разрабатывать и использовать активные методы обучения (деловая игра, ситуационные задачи, исследовательские и эвристические методы), способствующие повышению интереса, самостоятельности и творческой активности студентов в усвоении знаний [1].
Наиболее перспективным направлением развития творческих способностей личности является проблемное обучение. Используя этот метод, преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, где студенческие группы доказывают друг другу преимущества, свои концепции, методы, или оценивают определенную теоретическую модель, методику и степень их пригодности в данных условиях. Основная цель проблемного обучения это формирование профессионально ориентированного мышления.
В процессе обучения еще одним аспектом является ведущая роль профессорско-преподавательского состава (ППС). В условиях радикальных социальных, экономических и политических преобразований профессорско-преподавательский состав высшей школы сумел не только сохранить свой статус, но и получил свое дальнейшее развитие. Это находит выражение как в росте численности ППС, так и в качественном его росте. В постиндустриальном обществе роль преподавания возрастает. Традиционные функции образования дополняются такими важными функциями, как повышение социальной мобильности, снижение социальных рисков, роста образованности общества, что заставляет размышлять о содержании образования и ценностных ориентирах в системе его организации.
Активно развивающаяся внешняя среда ориентирует высшую школу на поиск новых подходов и методов и внедрения их в практику, что позволит получить более сформированный компетентный личностный портрет будущего специалиста.
Список литературы
1. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. – С. 16-20.
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр"): Приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010. – N 544(ред. от 31.05.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2010 N 17837). URL: www.consultant.ru