Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА НЕРОДНОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Педагогический процесс – это сложное системное образование, которое включает цель, принципы, содержание, методы, формы и средства обучения. Принципы обучения - это заключительный результат теории обучения. Они служат мостом, который соединяет теоретические представления с педагогической практикой.

Современный этап подготовки будущего технического специалиста состоит из многих компонентов, одним из которых является владение графическими умениями, навыками и знаниями в области инженерной и компьютерной графике.

В структуру познавательной деятельности по усвоению графических понятий входят как общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др.), так и специфические мыслительные операции.

На довузовском этапе обучения иностранных учащихся при изучении дисциплины «Инженерная графика» возникает ряд проблем: данная дисциплина не изучается в подавляющем большинстве стран, откуда приезжают учащиеся; отсутствие навыков работы с чертежными инструментами; слабая подготовка по русскому языку и геометрии; не развито пространственное представление предметов; короткий срок обучения; начальный уровень графических понятий, знаний, умений и навыков у студентов недостаточен для успешного изучения предмета инженерной графики.

Указанные трудности оказывают влияние на глубину и качество усвоения учебного материала. Поэтому при преподавании данной дисциплины надо ориентироваться на систему принципов обучения, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

Рассмотрим наиболее важные принципы в обучении применительно к инженерной графике, использованные в Тульском государственном университете:

-          Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип означает необходимость преподавать предмет систематически в соответствии с разработанной рабочей программой дисциплины, добиваясь при этом усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков.

Программа графических действий и операций – это система развития знаний, умений, навыков в работе с различными типами современных чертежных средств выполнения чертежно-технической документации. Это эффективная взаимозависимость содержания учебной программы и насыщенности ее графическими и практическими заданиями.

При разработке учебной программы дисциплины «Инженерная графика» для обучения иностранных учащихся был соблюден системный подход в выборе учебного материала. Рабочая программа по инженерной графике включает лекционный материал, практические и индивидуальные занятия, самостоятельную работу.

На занятиях инженерной графики иностранные учащиеся приобретают навыки обращения с инструментами (линейкой, циркулем, треугольником, транспортиром, лекало и.т.п.), умения выполнять геометрические построения, наглядные изображения, простейшие чертежи деталей и так далее.

Задания на применение различных способов преобразований и реконструкций изображений развивают творческие способности. Учащиеся систематически должны заниматься изучением технических деталей так, чтобы элементы детали воспринимались как части целого. Принцип систематичности требует от преподавателя умелого и педагогически оправданного подбора моделей и чертежей для выполнения графических работ.

-   Принцип доступности обучения. При преподавании инженерной графики в соответствии с этим принципом содержание и методы обучения должны соответствовать уровню подготовленности учащихся по русскому языку, умению работать с чертежными инструментами и психологическим аспектам личности. С первого занятия иностранные учащиеся работают по своему временному графику выполнения заданий. Кредитная система оценки знаний обучаемых (зачет – 40 – 100 баллов) позволяет преподавателю на занятиях в общей группе работать индивидуально с каждым учащимся по его индивидуальному заданию.

Построение учебного процесса по инженерной графике строится по следующим правилам: от простого к сложному; от известного к неизвестному.

На начальном этапе обучения учащиеся изучают элементарные построения точки, линии, плоскости, ГОСТ ЕСКД, а затем переходят к выполнению эскизов, чертежей деталей по моделям, карточкам -   заданий и т.п.

При изложении нового материала повторяются ранее изученные темы, особенно на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется ГОСТ ЕСКД, которые являются основой инженерной графики.

Помимо обязательных графических работ, на уроках инженерной графики используются разнообразные графические задачи репродуктивного и творческого характера, в том числе задачи с элементами художественного и технического конструирования.

В процессе обучения преподаватель следить за тем, как воспринимают учащиеся новый материал, продумывает, какие методы, улучшающие усвоение нового и закрепление старого материала следует применить.

-   Принцип наглядности. Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности.

В преподавании инженерной графики принцип наглядности приобретает первостепенное значение, так как эта дисциплина изучает форму, размеры и взаимное расположение различных предметов в пространстве. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Без конкретных предметов или их моделей, рисунков и чертежей у учащихся не могут возникнуть в сознании ясные представления и понятия об изучаемых предметах.

Наглядные пособия являются средством обучения, как при изложении нового материала, так и при его закреплении, поэтому они должны быть тщательно подобраны. Методика работы с ними на занятиях по инженерной графике определяется поставленными задачами и весьма разнообразна. Пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм.

Применяются следующие виды наглядных пособий: показ плакатов, изделий и макетов; изображение предметов  и зарисовка на доске, справочная литература, ГОСТ ЕСКД. Для  иностранных учащихся одни и те же наглядные пособия повторяются на нескольких занятиях. Особое значение имеет место проведения занятий. Желательно обучение дисциплине «Инженерная графика» проводить в специализированном кабинете, оборудованном наглядными пособиями, например, плакатами ГОСТ ЕСКД.

-     Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности [1].

Это выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, их связь с будущей профессиональной деятельностью инженера; планируют и организовывают свою работу, умеют контролировать свою деятельность, умеют решать поставленные перед ними проблемы.

Этот принцип предполагает такую организацию занятий, чтобы учащиеся активно воспринимали изучаемый материал, анализировали его и обобщали. Принцип сознательности и активности нацеливает преподавателя на формирование у учащихся сознательного усвоения графических знаний, умений и навыков. Для изучения инженерной графики, как ни для какой другой дисциплины необходима мотивация обучения. Многие иностранные учащиеся с трудом представляют работу инженера. С целью формирования интереса к данной дисциплине на начальных занятиях учащиеся знакомятся с реальными техническими конструкциями, чертежной документацией, работами их предшественников.

Использование различных технологий обучения в течение года [2], реализация   принципов систематичности и последовательности, наглядности, доступности обучения способствуют не только активности и сознательности учащихся в процессе обучения, но познавательной и интеллектуальной их активности, самоконтролю и самообразованию.

Преподаватель на практических занятиях инженерной графики уделяет внимание каждому учащемуся, давая ему, возможность реализовать свои способности; применяет формы и приемы обучения, позволяющие каждому учащемуся активно выполнять любое графическое задание. Умение работать со справочной литературой, ГОСТ ЕСКД, чертежами повышает самооценку учащихся.

-   Принцип прочности усвоения знаний учащимися основан на прочности закрепления знаний в их памяти. Этот принцип выражается в необходимости такой постановки обучения инженерной графики, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести в своей памяти изученный ранее материал и использовать его как в учебных, так и в практических целях. Принципы систематичности и последовательности, доступности обучения, наглядности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний учащимися тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Ведь прочность усвоения учащимися знаний по инженерной графике зависит от различных факторов: от методики изложения учебного материала преподавателем, от активности самих учеников, от их желания преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения.

Реализация принципа прочности обучения в инженерной графике реализуется через упражнения в применении знаний, навыков и умений выполнения графических работ. Прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. Особенность инженерной графики в том, что оценка работы учащихся происходит на каждом занятии, т. к. они выполняют задания разного уровня сложности в соответствии со своими способностями. Если выполнил свое задание начальной сложности, то получишь следующее задание уровнем выше. Если не выполнил задание на одном занятии, продолжишь на следующем. Каждая неудача при выполнении графической работы рассматривается как один из вариантов выполнения задания.

В ходе своей практической педагогической деятельности преподаватель должен руководствоваться выбранными или сформулированными принципами обучения, но при этом [1]:

-   надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса;

-   целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов и стратегических идей (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности учащегося, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса)

-   видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Рассматривая процесс изучения инженерной графики, и отвечая на вопрос «Как учить?», можно отметить следующее:

-   положить в основу преподавания все выше перечисленные принципы обучения;

-    минимальное количество аудиторных занятий – 4 часа в неделю, при соотношении лекций и практических занятий 1/3;

-   изменение соотношения фронтальной и индивидуальной работы в пользу последней;

-     незначительный удельный вес приёмов рассказа, объяснения и, наоборот, преобладание приёмов показа, демонстрации наглядности и т.п.;

-    оптимальным для достижения основной цели - формирования графических умений - является четырех часовой учебный блок.

Как показала практика, после окончания довузовской подготовки иностранные учащиеся успешно изучают графические дисциплины в вузе.



Список литературы

 

1.        Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Подкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 608 с.

2.        Хвалина Е.А. Использование современных педагогических технологий при преподавании инженерной графики иностранным учащимся // Материалы XIV Международной научно - практической конференции «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла» Вестник ТулГУ. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин.- Вып. 14. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – С. 42 – 45.