Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современных условиях реализации требований новых ФГОС НОО значительно возросла роль естественнонаучного образования как важнейшего направления работы учителя начальных классов в формировании у младших школьников естественнонаучной картины мира, экологической культуры, основ гражданской идентичности и нравственных норм взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко нормативно – ценностные аспекты понятия природы взаимодействуют с его абсолютной системой ценностей. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, к другим членам общества. Формирование экологической ответственности как стержневого качества личности – одно из важнейших направлений в экологическом образовании студентов. Заглавная роль в процессе экологического образования принадлежит воспитанию, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладывается в детском возрасте, поэтому будущие учителя должны уделять повышенное внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста, которое объясняется двумя основными причинами:

-     необходимостью рассмотрения экологического образования как непрерывного и систематического процесса в течение всего периода школьного образования;

-        актуальностью    формирования     экологической     культуры     в     наиболее    благоприятный     период эмоционального взаимодействия ребенка с природными объектами.

Согласно образовательному стандарту в начальной школе при изучении естествознания в курсе «Окружающий мир» младшие школьники должны осознать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Экологическая грамотность, экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Поэтому перед высшей школой поставлена задача: сформировать выпускника как экологическую личность, которая могла бы быть экологически умеренной в потребности общения с естественной природной средой и в тоже время экологически активной в ее сохранении.

Процесс формирования экологической культуры студентов – это стимул для духовной и практической деятельности, который может рассматриваться в контексте решения ряда задач, главная из которых носит глобальный характер - понимание гибельных последствий загрязнения природной среды обитания и уничтожения ее объектов. Однако анкетирование студентов показало, что они пока не обеспокоены не только глобальными экологическими проблемами, но даже теми, которые актуальны для южного региона России. Вопрос об охране природных объектов они рассматривают как возможность защиты от неблагоприятных факторов среда, а свою природоохранную деятельность видят в основном при поддержании чистоты на улицах и в местах отдыха. Такое узкое трактование экологических проблем в последствии будет перенесено и на работу с младшеклассниками. В процессе изучения естественнонаучных дисциплин применяются современные методы в преподавании, которые стимулируют работу студентов с литературными источниками, их научно-исследовательскую деятельность с объектами природы и активизируют потребность участия в улучшении природного окружения. Использование видеофильмов, обучающих и контролирующих компьютерных программ, введение лабораторного краеведческого практикума, приобщение к уходу за комнатными растениями в аудитории, проложение экологической тропы в школе, проведение экологических экскурсий и другие виды деятельности – реальный вклад в будущую педагогическую деятельность. Однако первой задачей формирования экологической культуры студентов, несомненно, является приобретение ими глубоких экологических знаний на основе личного восприятия мира природы с эмоционально - оценочным отношением к ее элементам. Такой подход в преподавании воспитывает нравственно и духовно зрелых, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире. Выдающийся духовный наставник отец Александр Мень говорил: «Когда духовность не развивается, духовные вещи постепенно становятся для нас тем же, чем для глухого музыка». Можно сказать то же и об экологических знаниях. Большие возможности для формирования экологической культуры студентов открываются на интегрированных занятиях при изучении растительного и животного мира с включением произведений русской литературы. Из всех литератур мира, как подчеркивал И.Ф. Смольянинов, русская литература в силу своего традиционного реализма всегда была особенно близка к природе, горячо вдохновлялась ею и воссоздавала ее во всей поэтической полноте, глубине и красочности. Студенты соглашаются с тем, что природа должна служить источником вдохновения, вспоминают, что в школе учили много стихотворений о красоте родной природы, но с сожалением говорят о том, что сейчас не вспоминают их, так как нет необходимости. Междисциплинарная система построения занятий помогает студентам обращать внимание на природу не только с потребительских позиций, но и видеть потребность в познании своего края, ближайшего окружения, а затем и перенести свое видение в учебный процесс начальной школы. Практические занятия в вузе ориентируют студентов на последующую экологическую научно – исследовательскую деятельность с младшими школьниками. Такие задания, как: сравнительная характеристика раковин моллюсков и условий их обитания; дождевые черви и их реакции на экологические факторы; комнатные растения и их условия произрастания; экологические условия для выращивания растений из семени; изготовление поделок из природного материала на экологические сюжеты позволят проводить с учащимися внеурочную работу с экологической направленностью.

Обучение студентов проектной деятельности по экологии переносится и в начальную школу. Но современное образование требует и современного подхода в обучении младших школьников, одним из направлений которого могут служить информационные технологии. Они имеют определенные педагогические цели, включающие как развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной проектной деятельности в условиях информационного общения, так и развитие навыков в исследовательской деятельности, которое необходимо в изучении мира природы. Такие проекты как «Эта хрупкая планета», «Краснокнижные растения и животные», «Помоги зимующим птицам», «Насекомые – труженики сада» и другие вполне по силам учащимся начальной школы. Для них становятся интересны постоянные наблюдения за объектами природы, описания роста и развития растений и поведения животных, связанные с климатическими факторами. Могут ли современные младшеклассники понимать беды в природном окружении? Безусловно. Приведем пример из интегрированного занятия, проведенного студентами во время педагогической практики на тему: «Как писать письмо». Ученикам было предложено составить письмо – обращение к любому обитателю леса. Вот некоторые из них.

«Дятел! Мы благодарим тебя за то, что ты поедаешь вредных мошек и жучков. Извини, дорогой друг, что в нашем городе мало деревьев».

«Милые синицы! Мы узнаем вас по голосу. Он очень ласковый. Спасибо! Когда я  слушаю, у меня поднимается настроение. Я зимой буду вас подкармливать!». «Здравствуй иволга! Мне очень нравится твоя ярко –    желтая окраска. Ты - украшение леса. Прости людей, что они спиливают деревья, и тебе мало места для строительства гнезда. Когда я выросту, то буду защищать лес от пожаров».

«Спасибо тебе, березка, за вкусный полезный сок. По телевизору показали, как люди собирают березовый сок, и мне стало жаль белоствольную березку».

«Дорогая липа! Извиняюсь за то, что люди обрывают твои пахучие, целебные цветки. Ведь они так хороши при простуде».

В изложении детей видна потребность чувствовать себя открывателем, исследователем, искателем, но и защитником живых существ. Ответы учащихся удивили студентов в том плане, что к животным обращались в основном мальчики, а к растениям - девочки. Обучение элементам экологических знаний, развитие умений и навыков в природном окружении связаны с развитием чувства эмоционально – положительного общения с природой, которые являются путеводной звездой в работе с младшими школьниками. Могут ли участвовать дети в несложных мониторингах? Безусловно, особенно учащиеся сельских школ. Поэтому студенты овладевают подобной работой на занятиях полевой практики, проходящей в окрестностях города и на территории Волго- Ахтубинского природного парка. Важным элементом в экологическом воспитании младших школьников является ролевая игра, позволяющая детям приобрести разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром. Она выполняет вполне конкретную природоохранную цель для усвоения правил  поведения в окружающей среде. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с объектами природы. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей им бесконечное множество негативных примеров. Экологической игре должен учиться и будущий учитель, что осуществляется на семинарских занятиях. Но теоретические занятия не могут заменить процесс формирования навыков и умений  непосредственно в природе. Поэтому студенты участвуют в ряде акций, повышающих их уровень экологического образования. Они ухаживают за насаждениями Мамаева кургана – святого места не только Волгограда, но и России. Участвуют в очистке озер оазиса зоны степей - Волго – Ахтубинской поймы; помогают в создании экологических тропинок для начальных классов и проводят с учениками экологические экскурсии; участвуют в оказании помощи в приютах для бездомных животных.

Итак, высшая школа строит экологическое образование будущих учителей таким образом, чтобы вместе с вооружением экологическими знаниями воспитать будущего учителя, владеющего экологосообразным поведением.