Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время проблема модернизации контрольно-оценочных систем знаний выпускников учебных заведений получает широкое обсуждение среди ученых и практиков в области педагогики, а также среди общества в целом. Необходимость разработки новых условий и требований, нацеленных на модернизацию контрольно-измерительных систем, коснулась и высшие учебные заведения.

Одно из направлений модернизации связано с сочетанием традиционных форм контроля (традиционные экзамены) с современными методами контроля качества учебных достижений. Особенно острой эта проблема становится при обучении иностранному языку, где коммуникативный и интерактивный подходы стали доминирующими. Все больше изменяется сама функция контроля. До сегодняшнего времени контроль выполнял важную регулирующую роль в процессе учебно-познавательной деятельности студентов. Ведь обучение не может быть полноценным без «обратной связи» между преподавателем и студентами, без регулярной и объективной информации о том, как студенты применяют полученные знания и приобретенные навыки и умения для решения практических задач [3]. Признавая первенство за регулирующей функцией контроля, ученые- педагоги имеют различные подходы к проблеме расширения его функций.

Проблема контроля непосредственно связана с целями обучения и уровнем развития методической науки. Так как на  современном этапе  ведущей целью в обучении иностранным языкам является овладение коммуникативной компетенцией, достижение этой цели требует расширение не только образовательных, но и воспитательных задач контроля. В ходе контроля не только преподаватель получает представление об уровне обученности студента, но и студент получает возможность сознательно корректировать собственную речь, выявлять пробелы в коммуникативных навыках. Получив объективную оценку своих навыков, студент с помощью преподавателя может правильно спланировать процесс освоения недостающих умений и навыков. Ведь при интерактивном подходе важна комфортная для студента психологическая атмосфера.

Вопрос контроля с выставлением отметок часто обсуждается в педагогической литературе, а также педагогами - практиками. Мы считаем, что под гнетом отметки студент может испытывать постоянное чувство тревоги, страха, а у студентов с неустойчивой нервной системой чувство тревоги может вызвать подавленное состояние и психические расстройства. Постоянное опасение получить плохую отметку способно привести к неуверенности в себе и сформировать ощущение неспособности свободно говорить на чужом языке. Появляется так называемая «языковая зажатость» [1]. Поэтому важны такие методы обучения иностранному языку, при которых порождается чувство радости успеха, которая послужит незаменимым стимулирующим фактором и сформирует ближайшую мотивацию.

Нельзя не согласиться с мнением исследователей, полагающих, что балльно-рейтинговая система оценивания уровня знаний и умений позволяет создать психологически ненапряженную атмосферу обучения (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, И.В. Ратова). Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, такая оценочная система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учѐбе.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Нельзя не согласиться с распространенным в профессиональном педагогическом сообществе мнением, что суть рейтинговой системы заключается в следующем:

· итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость,  зачетную книжку и уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

·    для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

· существование трех поэтапных видов контроля (текущий, промежуточный и итоговый) и возможность набрать как можно больше баллов в течение семестра снижают порог психологической напряженности студентов;

· итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен);

· итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины [2].

Необходимость введения балльно-рейтинговой оценки уровня знаний и умений обуславливается следующими факторами:

Во-первых, изменяется восприятие студентами объективности оценивания их достижений в учебе. Объективность выступает основополагающим принципом, а также основным требованием, предъявляемым к оценке. Вместе с тем, объективность является сильным психологическим фактором для студентов в процессе учебного периода и особенно при подготовке к экзаменам. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть окончательным аттестационным решением, потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, благодаря балльно-рейтинговой системе появляется возможность более точно оценивать качество учебы. Общеизвестно, что при оценивании уровня знаний нельзя полностью исключить фактор субъективизма. А в балльно-рейтинговой системе этот фактор можно свести к нулю. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, эта система снижает уровень тревожности студентов при обучении, прежде всего в период сессии. Так, в случае если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Кроме того, практический опыт применения балльно–рейтинговой системы показывает, что качество подготовки к учебным занятиям повышается, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда, успешности.

Итак, можно сделать вывод, что смыслобразующим фактором введения балльно-рейтинговой системы является повышение качества образования, а также повышение уровня притязаний учащихся. Студент, попадая в высшее учебное заведение, где действует рейтинговая система оценки знаний, претендует на то или иное положение в рейтинге, и это создает дополнительную мотивацию овладения знаниями. Познавательно- профессиональную деятельность студента на каждом последующем курсе мотивирует желание добиться более значимых результатов. Его активность приводит не только к усвоению учебных знаний, умений, навыков, выраженных в баллах, но и к саморазвитию, самостоятельности, успешности.

Соотнося вышеуказанные показатели с балльно-рейтинговой системой оценки учебных достижений, мы считаем, что основная задача преподавателей  иностранного языка при контроле заключается  в правильном установлении стандартного количества баллов за выполнение поставленных заданий.

 

Список литературы

1.      Алексеева, Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Курс лекций: методическое пособие. / Л.Е. Алексеева. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, –2007. – 136 с.

2.      Балльно-рейтинговая система оценки знаний [электронный ресурс] / ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. – режим доступа: http://www.rzgmu.ru/students/balno-rating_system

3.      Калмыкова, Е.И. Организация контроля уровня сформированности навыков и умений устной речи / Е.И. Калмыкова // Методические указания контроля по организации контроля в системе обучения иностранным языкам. – М.:МГПИИЯ им. М.Тореза,1991.