Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Актуальность: Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе [1]. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего специалиста [2]. В литературе описано множество проблем, касающихся мотивационных аспектов обучения студентов – медиков, сто указывает на высокую социальную значимость данной профессии. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов медицинских ВУЗов [3]. Ведущей детерминантой учебной успешности, независимо от курса обучения, является потребность в достижениях с возникающими на её основе прагматическими мотивами. Однако по мере перехода студентов на старшие курсы происходит изменение роли одних потребностно-мотивационных факторов, обусловливающих высокую успеваемость студентов, и смена других. В зависимости от курса обучения мотивы претерпевают интенсивную динамику [4].

Цель исследования: Изучить профессиональную мотивацию студентов 4 курса лечебного факультета при прохождении дисциплины факультетская терапия.

Материалы и методы: Исследование выполнено на базе Тюменского Государственного медицинского университета. В проведенном исследовании приняли участие студенты 4 курса лечебного факультета. Была разработана анкета для оценки мотивационных аспектов и с ее выполнено одномоментное анонимное анкетирование 296 студентов. Средний возраст опрошенных составил 22,2 года. Разделение по полу: 86 (29%) опрошенных студентов - лица мужского пола, 210 (71%) – лица женского пола.

Результаты и обсуждения: Результаты анкетирования показали, что у 37% респондентов преобладают профессиональные мотивы обучения в медицинском ВУЗе, на втором месте – социальные мотивы (26%), на третьем месте – мотивы престижа профессии (15%).

При оценке активности студентов 4 курса лечебного факультета на занятиях, было получено, что студенты с высоким средним баллом ( более 4,4) активно участвуют в обсуждении темы на каждом занятии, не зависимо от профиля дисциплины. Студенты со средним баллом от 4,0 – 4,4 отмечают, что активно участвуют в обсуждении темы лишь на интересующих их дисциплинах. Студенты с низким средним баллом 3,2 – 4,0 неохотно обсуждают тему занятия независимо от профиля дисциплины. На вопрос об отношении студентов к профильным дисциплинам, 52% опрошенных отметили необходимость посещения всех дисциплин независимо от дальнейшей специализации. При этом, 29% студентов 4 курса планируют узкую специализацию после окончания ТюмГМУ. Одним из мотивационных аспектов работы на занятиях, студенты выделили совместный разбор темы с преподавателем ( 51% опрошенных). 40% студентов готовы на занятии отвечать самостоятельно без диалога с преподавателем, что указывает на стремление студентов получить одобрение от коллег и преподавателя. Данный фактор можно отнести к мотивационному аспекту обучения на дисциплинах. Большая часть опрошенных студентов (75%) отмечают, что лучше готовятся к занятиям, где в качестве проверки знаний используется устный ответ, и лишь 10% респондентов считают, что тестирование является объективным методом оценивания знаний. На вопрос о возможности обучения дистанционно, 54% студентов ответили, что посещали бы предметы в зависимости от интереса к ним и дальнейшей необходимости использования знаний в своей специальности, 33 % готовы посещать предметы, независимо от интереса и необходимости в специальности.

Больше половины опрошенных студентов (66%), отметили, что побуждением к обучению в медицинском ВУЗе служит получение новых знаний из разных отраслей медицины, 22% студентов выделили для себя стимулом к обучению ежедневное общение с коллегами.

К отрицательным мотивам обучения в ВУЗе студенты в 34% случаев отнесли отсутствие свободного времени, в 25% - большое количество изучаемого материала и самостоятельной работы на дому.

Выводы:

1.        Среди студентов 4 курса лечебного факультета преобладают профессиональные мотивы обучения.

2.        Студенты с более высоким средним баллом не выделяю профиль предмета, как внутренний мотив к обучению, по мере снижения среднего балла данный мотив начинает преобладать среди студентов – медиков.

3.        Большинство опрошенных студентов выделяют положительным мотивационным аспектом получение одобрения и похвалы от коллег и преподавателей.

4.        Устный ответ, по мнению опрошенных студентов , является мотивом при подготовке к занятиям.

5.        Из факторов, оказывающих отрицательное влияние на мотивацию, студенты – медики выделяют отсутствие свободного времени и большой объем домашней работы.

 

 

Список литературы

 

1.   Косянчук Н.М., Черных А.В. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза/ Здоровье и образование Урала в ХХI, 2014, том 16 (4). – 1-3с.

2.    Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.

3. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. – 2005. –№1.  –   С.73-79.

4.   Максимова Н. Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/archive/80/13795/ (дата обращения: 16.12.2018).

5.     Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. – 151 с.