Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Сегодня приоритетным  подходом  в   системе   образования   на  любой   его  ступени  является компетентностный. Как отмечает А.М.Новиков, «современное стремительное развитие компетентностного подхода обусловлено осознанием в обществе необходимости придания образованию деятельностной направленности» [6, С.9].

Следует отметить, что введение компетентностного подхода в практику высшего образования направлено на обновление содержания и методологических основ образовательного процесса в соответствии с современными запросами общества, условиями рынка труда и требованиями конкурентоспособности человека в сложившихся социально-экономических условиях.

Особенностями использования компетентностного подхода при построении образовательного процесса в вузе являются следующие положения [7, С. 6]:

-   постановка образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

-       отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который основывается на целостном представлении о совокупности учебно-профессиональных задач;

-     организация  образовательного процесса, направленная на создание условий формирования  у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, коммуникативных, нравственных и прочих проблем профессиональной деятельности;

-     оценка достигнутых результатов – компетенций, выступающая как альтернатива проверке нормированных содержательных единиц.

На  наш  взгляд,  одной  из  важных  компетенций,      формируемой  у  студентов-бакалавров педагогического образования, является экономическая. Это обусловлено тем, что эффективная реализация профессиональной деятельности современного педагога предполагает решение организационно- экономических задач в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, влияющих на рынок образовательных услуг. "Выпускник педагогического вуза, имеющий сформированные основы экономической компетентности, будет способен понимать и анализировать широкий круг экономических вопросов собственной профессиональной деятельности, объективно оценивать существование различных видов и форм собственности образовательных организаций и пр." [2, С. 95]. Результатом формирования экономической компетентности у студентов, будущих педагогов, будет развитие у них современной экономической позиции, нового типа социально-экономического мышления, способствующих успешной самореализации в профессиональной сфере.

Значимость формирования экономической компетентности у студентов указана во многих исследованиях. Так А.А. Кондрух подчеркивает, что данная компетентность, представляющая собой сложное интегративное качество личности, позволяет выпускнику реализовывать накопленную систему знаний и опыта в профессиональной деятельности, а также стимулирует его профессиональную мобильность [3].

По мнению О.Н.Назаровой, экономическая компетентность - это определенная структурная единица экономической культуры профессионала, которую, с опорой на традиции отечественной педагогики, можно рассматривать как совокупность социальных ценностей и норм, способствующих регулированию экономического поведения [5].

В исследовании А.Ю. Мисаилова указано, что формирование экономической компетентности обеспечивает целостность результату экономического образования студентов, так как включает систему определенных экономических знаний, умений и навыков, а также значимых качеств личности, мотивов, интересов, что в свою очередь обеспечивает развитие способности и готовности использовать экономически эффективные и целесообразные решения в профессиональной деятельности [4]. По его мнению содержание данной компетентности представлено такими компонентами, как мотивационный, когнитивный, практический и личный.

Первый, мотивационный компонент, представляет собой совокупность устойчивых потребностей и интересов к получению различного рода экономических компетенций, а также нравственно-ценностных мотивов экономической деятельности.

Второй компонент, когнитивный, - это система базовых представлений и знаний об экономических понятиях, теориях, концепциях, проблемах и пр.

Практический компонент предполагает формирование определенных экономических умений и навыков, которые позволяю разрешать некоторые экономические задачи и ситуации, осуществлять экономические расчеты и составлять бизнес-планы, делать выбор наиболее рационального варианта экономического решения профессиональных задач в различных экономических ситуациях и пр.

Личностный же компонент вбирает в себя сформированность определенных экономических качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, деловитости, трудолюбия, настойчивости, инициативности.

Анализ различных современных подходов к формированию экономической компетентности позволяет заключить, что это достаточно сложный процесс, так как данная компетентность имеет сложную структуру, представленную такими компонентами, как знания экономической теории, навыки экономической деятельности в рамках своей профессии и частной жизни, развитые качества личности, соотносящиеся с предпринимательскими способностями в области профессиональной сферы. Следует также указать и на то, что формирование этих составляющих происходит поэтапно и последовательно [8]:

1   этап - начальный, который характеризуется сформированной суммой представлений и знаний в области экономики, с одновременно развитыми элементарными экономическими действиями, что обеспечивает создание определенной базы экономической и финансовой грамотности.

2        уровень - нормативный (достаточный), представленный сформированным базисом экономической и финансовой грамотности, который позволяет поддерживать определенный уровень жизни, а также проявлять устойчивый интерес к экономическим действиям. Данный уровень является основой для экономической безопасности в финансовой сфере.

3   уровень - высокий, представленный хорошим уровнем развития знаний экономической теории и навыков экономической деятельности, что, в свою очередь, позволяет  принимать грамотные решения, анализировать экономические ситуации и проблемы, а также проявлять определенное "экономическое творчество", например с сфере предпринимательства.

Для формирования экономической компетентности важно создавать адекватные, отвечающие современным реалиям условия. Так И.Г. Амелькова указывает, что одними из главных условий являются следующие: организация сотрудничества между преподавателем и студентами, которая способствует восприятию экономических знаний  в адекватной  ситуации; создание мотивационно-ценностного и рефлексивно-творческого пространства; использование комплекса учебных проектов; разработка целевой программы формирования экономической компетенции студентов [1].

Таким образом, анализ различных современных подходов к проблеме формирования экономической компетентности у бакалавров педагогического образования позволяет нам сделать заключение об ее значимости. Указать на важность формирования различных ее компонентов в образовательном процессе вуза, а также на создание определенных условий.



Список литературы

 

1.        Амелькова И.Г. Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник – 2011  – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.166-169.

2.        Глухова Е.Н. Экономическая компетентность как важная составляющая профессиональной подготовки педагогов / Сборник научных трудов по итогам конференции – Ростов-на-Дону: ИЦРОН, 2016. – С. 95–99.

3.        Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента ВУЗа как фактор профессиональной мобильности : Автореф. дис. ... к.п.н. . – Челябинск, 2013. – 27с.

4.        Мисаилов А.Ю Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... к.п.н. . - М., 2013. - 22с.

5.        Назарова О.Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры // Гуманизация образования. – 2008. – № 5. – С. 149-153.

6.        Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. – 2011 – № 6 – С.3-15.

7.        Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 243 с.

8.        Терюкова Т.С. Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/21/1210930289/42_2009_3-4.pdf