Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Социально-экономические достижения суверенного Казахстана, расширение международного сотрудничества обуславливают необходимость обеспечения качественного прорыва в профессиональной подготовке кадров, квалификационно соответствующих мировым стандартам, что особо подчеркнуто в Президентской стратегии развития  Казахстана до 2030 года и Государственной программе развития образования в республике Казахстан на 2010-2020 годы. С 2010 году Казахстан присоединившись к Болонской декларации, стал внедрять во всех своих вузах кредитную систему обучения. Одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы обучения является усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся, ее нацеленности на формирование и развитие профессиональной направленности. Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному желанию, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность, направленная на познавательную и профессиональную самореализацию и самосовершенствование. К сожалению, как показывают результаты проведенного нами исследования, перспективность высшего образования для дальнейшей жизни и карьеры значима только для 30% первокурсников университета; более 21 % опрошенных студентов связывают избираемую специальность со своими интересами и способностями, а для 49 % первокурсников мотивом для поступления в вуз явилось получение высшего образования как такового. На наш взгляд, важным моментом в формировании профессиональной направленности является ознакомление студентов с будущей трудовой деятельностью, укреплению интереса к ней. Прежде всего, это разъяснение в целях осознания ими значимости выбранной профессии, ее социального  престижа, требований, которые она предъявляет к человеку. При этом особое значение имеет самостоятельная умственная деятельность студентов при решении творческих проблемных задач, связанных с будущей профессией. Следует учитывать и то, что не все студенты изначально ориентированы на работу по специальности, поэтому нужно стимулировать их положительную мотивацию к учебе, обеспечивая через нее развитие профессионального интереса. Если для традиционной системы обучения эти вопросы в той или иной степени были отработаны, то для новой - кредитной они еще только начинают обозначаться. На основе анализа практики работы вузов выявлено противоречие между необходимостью организации обучения в соответствии с новой кредитной системой и отсутствием достаточного теоретического и методического обеспечения развития профессиональной направленности студентов в этих условиях.

К особенностям развития профессиональной направленности в условиях кредитной системы обучения в казахстанских вузов следует отнести: индивидуальное планирование студентами образовательной траектории; формирование готовности быть конкурентоспособным в едином международном рынке высококвалифицированного труда; мобильность студентов (обучение не менее 1-го семестра в вузе-партнере, в том числе за границей).

Исходя из анализа теоретических подходов к проблеме, а также реальной практики университетов, мы сконструировали модель развития профессиональной направленности студентов технических специальностей в единстве сущностных сфер личности (когнитивной, мотивационной, поведенческой), базовых компонентов процесса развития (познание, общение и самосовершенствование) и личностных проявлений (самооценка, компетентность, активность, самореализация), находящихся во взаимосвязи, взаимообусловленности  и диалектическом взаимодействии. Методика развития профессиональной направленности, апробированная в ходе экспериментальной работы, должна содержать, на наш взгляд, следующие компоненты: цель, сформулированную с учетом особенностей технических специальностей вуза; взаимодействие преподавателей и студентов в теоретическом и практическом обучении с использованием как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, в организации самостоятельной и исследовательской работы; содержание обучения, где в дополнение к изучаемым дисциплинам предлагается спецкурс «Развитие профессиональной направленности»; ориентацию подготовки студентов на компоненты теоретической модели направленности (мотивационный, когнитивный и поведенческий); диагностику и самодиагностику уровней развития профессиональной направленности. Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Формирующий  эксперимент предполагал апробацию и внедрение в образовательный процесс университета сконструированной модели и методики. Вся экспериментальная работа, реализуя вышеуказанные цели, строилась по нескольким направлениям: первое – диагностическое, заключающееся в подборе адекватных методик, проведении диагностических процедур, мониторинга исследуемого процесса. Второе - просветительское, состоявшее в организации просвещения преподавателей и студентов по современным проблемам профессиональной подготовки в условиях кредитной системы обучения, понимании роли и места личностно-ориентированного образования в этом процессе, а также осознания ими значения и особенностей формирования и развития профессиональной направленности в условиях рыночной экономики и интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство. С преподавателями и студентами проводились консультации, проблемные семинары, методические совещания, был прочитан разработанный нами спецкурс «Развитие профессиональной направленности студентов в условиях современного университета». Третье направление - повышение психолого-педагогической культуры общения преподавателей со студентами, привлечение к образовательному процессу работодателей, создание устойчивого положительного психологического климата взаимодействия. Были проведены психолого- педагогические тренинги, включающие практическое овладение преподавателями и студентами основ саморегуляции своего психического состояния и создания положительного настроя на взаимодействие в обучении. Четвертое направление состояло в обогащении арсенала педагогических средств осуществления процесса формирования профессиональной направленности личности студентов. Преподаватели и студенты участвовали в практикуме по организации процесса формирования искомой направленности, в организационно- деятельностных играх по моделированию этого процесса.  Пятое направление предполагало создание образовательной среды для развития профессиональной направленности студентов в целях предоставления им широких возможностей для активного, самостоятельного познания, действия и общения, удовлетворения потребностей, склонностей и интересов студентов с разными уровнями сформированности искомого качества. Шестое направление включало организацию проблемных ситуаций будущей профессиональной деятельности как принципа построения содержания образовательной подготовки и метода педагогического подхода к студентам, требующих от них нахождения новых знаний и способов действий в достижении адекватного цели результата деятельности, стимулирующих инициативу студентов к самостоятельному поиску разрешения профессиональных задач. Работа, проведенная системно в рамках формирующего эксперимента позволила повысить уровень сформированности профессиональной направленности личности студентов за счет повышения уровня всех компонентов (мотивационного, когнитивного, поведенческого).

Изменения, произошедшие в развитии компонентов профессиональной направленности личности, представлены на Рисунке 1.


1.    Отношение студентов к будущей профессиональной деятельности. 2 - Осведомленность о структуре профессиональной направленности и способах ее развития. 3 - Овладение будущими специалистами профессиональными навыками и умениями. к1- констатирующий эксперимент. к2 – контрольный эксперимент

 Как свидетельствует диаграмма, показатели профессиональной направленности изменились в сторону увеличения. Однако в контрольной группе, по сравнению с экспериментальной, они касаются лишь незначительных (1-3%) повышений высокого уровня и среднего уровня (5-9%) за счет снижения (5-9%) низкого уровня, т.е. процесс обучения в традиционном режиме мало влияет на динамику профессиональной направленности студентов. Вместе с тем, анализ результатов в экспериментальной группе свидетельствует о значительном увеличении высокого (до 28%) и среднего (до 30%) уровней развития профессиональной направленности, что говорит о высокой эффективности проводимой в вузе работы по формированию искомого качества личности студентов. Достоверность экспериментальных данных подтверждается применением коэффициента Стьюдента и критерия Фишера.