Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время актуальность исследования проблемы Интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества интернет-пользователей в России и в мире. Все больше пользователей ежедневно подключаются к «Всемирной паутине». В связи с возрастающей компьютеризацией и интернетизацией российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета. Речь идет о так называемой «Интернет- зависимости». Интерне́т-зависимость – психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [3]. Кроме того, Интернет-зависимость определяется как нехимическая зависимость — навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. В настоящее время данная проблема наиболее актуальна, так как находится на стадии изучения и разработки адекватных методов и форм профилактики данного вида зависимости.

По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всѐм мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4-6 %.

Наибольшая предрасположенность к возникновению Интернет-зависимости наблюдается у людей, имеющих трудности в межличностном общении. В Интернете благодаря анонимности, доступности и ощущению безопасности человек может формировать доверительные отношения с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто отключиться от Интернета или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие характеристики социального статуса, как: внешний вид, возраст, пол, род деятельности и т. д. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществлять нереализованные потребности личности.

На сегодняшний день 38 % аудитории российского Интернета составляет молодежь, при этом отмечается, что количество молодежи, среди Интернет-пользователей растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Но и среди молодежи выделяется категория наиболее частых пользователей Интернета – студенческая молодежь.

По мнению Л.В. Мардахаева, студенческая молодежь имеет специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностям молодых людей, так и тем, что их социально- экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования [7]. В связи с этим, именно данная категория предрасположена к возникновению различных видов зависимости, в том числе и Интернет-зависимости.

Как правило, такую предрасположенность имеют студенты, у которых наблюдаются интровертированные черты характера: сосредоточенность на собственном внутреннем мире, трудности в установлении социальных контактов с окружающими, ориентация на собственный внутренний мир: чувства, мысли, переживания и т.д.

Кроме того, для студенческой молодежи в целом характерны следующие психолого-педагогические особенности: проблема выбора жизненных ценностей; присвоение социально значимых свойств личности; развитие способности к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; развитие саморефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями; проблема смысла жизни; появление жизненных планов; поиск профессии; освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц и др. [5].

По результатам эмпирического исследования, проведенного в Уральском государственном педагогическом университете на базе Института социального образования среди студентов 1-3 курсов, обучающихся по специальности «Социальная работа», было выявлено, что 12 респондентов (16%) имеют Интернет-зависимость и 26 респондентов (35%) предрасположены к ее возникновению.

В большинстве случаев Интернет-зависимость возникает вследствие неспособности личности в реальной жизни выстраивать и поддерживать полноценные социально-психологические отношения с другими людьми, неумения ощущать границы между нормой и отклонением.

В качестве основных критериев Интернет-зависимости исследователи предлагают рассматривать следующие: сложность контроля времени, проводимого в Интернете; лабильность настроения при его использовании; включение в различные виды деятельности в сети Интернет и пренебрежение деятельностью вне сети.

Более того, психолого-педагогические характеристики личности Интернет-зависимых студентов проявляются в эмоционально-волевой сфере – высокими показателями личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности и низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе; в коммуникативной сфере – повышенными уровнями одиночества и конфликтности и в мотивационной сфере – ее направленностью в сторону избегания неудач.

Исходя из актуальности обозначенной проблемы становится необходимым разработка адекватных мероприятий и соответствующих средств деятельности, направленных на предотвращение данного вида зависимости и на актуализацию ценности для человека реального мира, что и предполагает вторичная профилактика в целом.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс различных мероприятий (социальных, психологических, педагогических, медицинских, правовых и др.), направленный на предотвращение перехода нарушений развития в хронические (устойчивые) формы и предупреждение возникновения вторичных дефектов (нарушений), например, социальной дезадаптации, эмоционально-поведенческих расстройств, коммуникативных нарушений,  личностных деструкций, разрушения собственного «Я».

Соответственно, учитывая психолого-педагогические особенности студентов и специфику проявления Интернет- зависимости, было предположено, что проектная деятельность является наиболее эффективным средством вторичной профилактики Интернет-зависимости у студентов.

В проектной деятельности цель изначально определена, деятельность является управляемой, изначально определены ограничения деятельности (сроки, ресурсы, время, качество, допустимый уровень рисков), деятельность направлена на создание определѐнного, уникального продукта или услуги.

Возможности проектной деятельности в профилактике Интернет-зависимости у студентов представлены следующим образом:

– посредством проектной деятельности каждый шаг планируется, просчитывается;

– проект имеет сроки реализации; можно спланировать результат, за короткий срок реализовать цель;

– проект имеет критерии оценки результатов;

– проект выделяет этапы [1], реализация этих этапов определяет эффективность работы.

Решая проблему Интернет-зависимости у студентов, содержание проекта должно включать в себя такие мероприятия, методы и формы, как психогимнастические упражнения, систематические тренинги общения, личностного роста [6], методы формирования сознания (пример, беседа, метод проблемных ситуаций, диспут, лекция), методы стимулирования деятельности (метод естественных последствий, «взрыв»), методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, коучинг: организационное консультирование, социально-психологический тренинг и аутотренинг) [2; 4].

Все вышеперечисленное, следовательно, будет способствовать: активному участию студентов в мероприятиях, тренингах, лекциях, высокой посещаемости занятий студентами, созданию благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия участников проекта, формированию у студентов адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости, снижению количества Интернет-зависимых и склонных к ней студентов; развитию значимых социально-профессиональных умений и качеств личности специалиста социальной сферы.

Именно проектная деятельность является наиболее эффективным средством профилактики Интернет-зависимости у студентов, так как данный вид деятельности предусматривает проведение своевременной диагностики Интернет- зависимости у студентов; дифференцированный и индивидуальный подход в работе со студентами; групповую форму работы со студентами; наиболее адекватные возрастной категории методы работы.

Проблема вторичной профилактики Интернет-зависимости на сегодняшний день выявляется в связи с возрастанием популярности сети Интернет. Многие молодые люди – студенты стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение [3], что указывает на еще большую актуальность рассматриваемой проблемы.

Таким образом, изучая данную проблему можно придти к выводу о том, что на современном этапе только разрабатываются соответствующие средства вторичной профилактики Интернет-зависимости.

 

 

Список литературы

1.      Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

2.      Волыкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие / В.И. Волыкин. – 2-е изд. – Ростов-н/Д : Феникс, 2008. – 282 с.

3.      Интернет-зависимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4.      Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – 3-е изд. – М. : Айрес-пресс, 2008. – 256 с.

5.      Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. пособие / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2006. – 608 с.

6.      Павлова, Е.А. О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся: доклад / Е.А. Павлова: Самарский гос. ун-т. – Самара, 2003. – 8 с.

7.      Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.