27 января 2019г.
Внутренняя политика государства сегодня направлена на модернизацию основных сфер жизни общества: экономической, политической, социальной. В большей степени реформирование затронуло сферу профессионального образования, поскольку именно она отвечает за подготовку высококвалифицированных, отвечающих требованиям мировых стандартов кадров. Подготовка специалистов такого уровня происходит эффективно, если формирование их профессионального самоопределения как явления, основанного на личностном отношении к будущей профессии и успешно реализуемого только при высоком уровне знаний и мотивации, начинается уже на ступени общего образования. Для этого в школах активно применяется система профориентационной работы, однако она не дает хорошего результата. Одним из возможных решений становится создание образовательных кластеров, в частности, организованных по схеме «школа – вуз – предприятие», для формирования раннего профессионального самоопределения обучающихся [2].
Появление таких образований обусловливает необходимость разработки для них модели организационно-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения.
Разработанная нами модель состоит из следующих блоков: методологического, целевого,
содержательного, критериально-оценочного и результативного, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом за счет сетевого взаимодействия как контакта, способствующего эффективному использованию различных комбинации индивидуальных ресурсов всех участников образовательного кластера.
Методологической основой предложенной нами модели являются системный, деятельностный, кластерный, практико-ориентированный и аксиологический подходы. Выбор данных методов определяется особенностями организации и функционирования образовательного кластера, а также спецификой учебного процесса, реализуемого в нем.
Следующим блоком модели выступает целевой блок, включающий в себя совокупность целей, определяющих содержание и этапы организации работы, используемые подходы и средства обучения. Конечная цель в модели организационно-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения обучающихся имеет иерархическую структуру, состоящую из общей цели и частных целей.
Содержательную часть описываемой нами модели представляет содержательный блок. В нем охарактеризованы основные составляющие профессионального самоопределения обучающихся (индивидуально-личностные качества; мотивационно-ценностная группа; деятельность участника профессионального самоопределения по оценке собственных профессиональных способностей и осуществлению выбора профессии; прогностическая деятельность участника профессионального самоопределения; социальная включенность личности), так как эффективное формирование профессионального самоопределения становится возможным только при взаимосвязанном развитии всех компонентов.
Также в данном блоке отражены общедидактические (принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых, принцип научности обучения, принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности, принцип наглядности обучения и т.д.) и специфические (принцип создания обучающей среды; принцип высокого уровня предметной подготовки; принцип систематичности и непрерывности профессионального самоопределения; принцип оптимальности; принцип сотрудничества и сотворчества [1]) принципы, на которых основывается процесс профессионального самоопределения.
Перечисленные выше принципы зависят от комплекса педагогических условий формирования профессионального самоопределения обучающихся. Мы выделяем три типа педагогических условий: организационные, психолого-педагогические и информационно-методические. Организационные условия включают разнообразные формы организации учебной деятельности. Психолого-педагогические условия учитывают психологические особенности обучающихся и включают продуктивные методы обучения. Информационно-методические условия, опирающиеся на сетевое взаимодействие, обеспечиваются комплексом информационных образовательных ресурсов и совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий, системой современных педагогических технологий.
Наконец, итоговый блок модели – критериально-оценочный, предназначенный для качественной оценки эффективности формирования профессионального самоопределения обучающихся и содержащий критерии и показатели, на основании которых мы можем оценить сформированность его компонентов. Эти критерии выделены в модели в соответствии с содержанием основных компонентов профессионального самоопределения обучающихся - мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой; в соответствии с необходимостью оценки качества усвоения знаний и практических умений по профилирующему предмету будущей профессии - информационно-когнитивный и профессионально-деятельностный; в соответствии с необходимостью оценки степени соответствия профиля подготовки профессиональным намерениям обучающихся - критерий соответствия.
Таким образом, осуществление процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с разработанной моделью обеспечивает постепенный переход от профессиональной направленности обучающихся к их первичному профессиональному самоопределению, что приведет к становлению личности конкурентоспособного специалиста, имеющего знания, умения, навыки и личностные качества для эффективной деятельности в области профессий заданного профиля.
Список литературы
1. Гвоздева А.В., Чаплыгина А.В. Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. [Офиц. сайт]. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/051-032.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
2. Кривых С.В., Игишев В.Г. Формы социального партнерства вузов и работодателей // Социальное партнерство как фактор развития сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях подготовки компетентных рабочих кадров и специалистов: материалы научно-практической конференции. 2010. С. 23-29.