Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В федеральном законе РФ № « О государственном языке Российской Федерации» зафиксировано, что он направлен на обеспечение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры [1].

Достижение данной цели во многом зависит от деятельности социальных институтов семьи, образования и культуры, которые обладают уникальными традициями по приобщению детей и подростков к овладению родным языком. Среди множества инновационных технологий, разрабатываемых образовательным сообществом с адресной установкой на данную возрастную группу, особенно эффективными являются социокультурные проекты, ориентированные на развитие языковой культуры и культуры чтения. Подобные проекты создаются в разных регионах страны на базе общеобразовательных организаций, библиотек, музеев, дворцов и студий творчества юных.

В 2007 году был создан научно – образовательный проект «Литературное творчество в системе социокультурного развития личности детей и подростков» (научный руководитель – Г. Варганова, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры). Финансовым партнером    является ПМЦ

«Авангард» в лице генерального директора А.М. Нефедьева, который на протяжении всех лет существования проекта активно и заинтересованно вовлечен в его деятельность и неизменно лично участвует в проводимых акциях.

Целью проекта является приобщение к книге и чтению как духовному и культурному достоянию. Это предопределяет основной акцент в деятельности проекта на овладение русским языком, на изучение отечественной художественной литературы и на развитие личностного литературного потенциала учащихся начальной и средней школы.

Участниками проекта являются общеобразовательные организации России, Беларуси и Сербии. Литературно – творческая поддержка проекта осуществляется Товариществом детских и юношеских писателей (Москва).

Теоретико-методологическую основу разработки проекта составили труды отечественных ученых, посвященные рассмотрению роли и места литературного творчества в системе школьного и внешкольного образования – Т.Г. Браже, Н.Р. Бершадской, Т.С. Веселовой, Н.А. Демидовой, Н.Г. Долининой, Т.С. Запеваловой, Н.Д. Молдавской, М.А. Рыбниковой, Т.В. Рыжковой и др.

Концептуальной основой проекта является положение о том, что изучение художественного произведения, сопровождаемое личным творчеством учащихся, и осуществляемое на высоком профессиональном уровне с использованием приемлемых для детей педагогических технологий с учетом возрастных, гендерных, индивидуально – личностных особенностей, способствует более глубокому усвоению содержания литературного текста, развитию устной и  письменной  речи, активизации интереса к книге и чтению.

При этом в литературном творчестве учащихся как самостоятельном виде деятельности разработчики выделяют три основных аспекта: когнитивный, мотивационный и ценностный.

Когнитивный аспект, характеризующий когнитивные способности учащихся и направленный напознан ие мира, находит отражение в создании собственного оригинального литературного произведения определенного жанра.

Мотивационный аспект показывает наличие устойчивого интереса к литературному творчеству, высокую степень вовлеченности в творческую деятельность, целеустремленность и самостоятельность в написании литературных работ.

Ценностный аспект интегративно включен и в когнитивную, и в мотивационную деятельность учащихся. Чтение и изучение художественных произведений, анализ собственных творческих работ, развивают у детей и подростков более глубокое понимание духовно-нравственных ценностей, создают условия для личностного восприятия и оценки норм морали, закладывают благоприятный фундамент для формирования системы ценностей, которыми учащиеся будет руководствоваться в своей дальнейшей жизни [3, 4].

Оригинальные работы учащиеся пишут под руководством педагогов, а также опираясь на творческие советы писателей и поэтов– членов Союза писателей России, Товарищества детских и юношеских писателей России, лауреатов международных и всероссийских литературных конкурсов – Т. Кудрявцевой (Санкт– Петербург), С. Георгиева (Москва), И. Лангуевой – Репьевой (Москва), О. Трушина (г.Шатура Московской обл), В. Белоусова (г.Дмитриев – Льговский), А. Степанова (г.Тольятти) и др.

В проекте большое внимание уделяется общению детей и подростков с представителями литературной общественности в реальном и виртуальном форматах.

Приглашение писателей в школьные аудитории имеет своей целью не только активизацию интереса к литературному творчеству, но и расширение знаний детей о таких науках, как языкознание, филология, лингвистика, литературоведение и др.[2] Дети и подростки знакомятся с особенностями функционирования литературы в историческом и культурном пространстве, постигают роль литературы в процессе общения разных стран и народов, в установлении доверия и взаимопонимания между людьми разных национальностей.

Виртуальное общение проходит на «форуме» - самостоятельном разделе сайта проекта, где школьники имеют возможность задать интересующие их вопросы писателям и поэтам. Это не только обеспечивает получение доступа детей и подростков к секретам литературного мастерства, но и ,что не менее важно, создает уникальные возможности для обогащения и наращивания человеческого капитала за счет общения с авторитетными в литературной среде авторами, принадлежащими к социальному институту культуры.

Устанавливаемые при этом учащимися социальные связи и контакты, основанные на общем понимании книги и чтения как гуманистических ценностей, становятся фактором более активного развития читательской деятельности, порождают живой личностный интерес к художественной литературе как значимому пласту культурной сферы страны.

Творческие работы школьников оцениваются писателями и поэтами в форме рецензий и отзывов, а учащиеся, представившие лучшие работы, по решению жюри награждаются грамотами и дипломами.

Одновременно следует отметить, что педагоги, отличники народного просвещения – И. Третьякова (Царскосельская гимназия искусств им. А. Ахматовой, г.Санкт-Петербург), и Л. Янсон( средняя школа с углубленным изучением предметов физико–математического цикла № 530, Санкт-Петербург), обладая высокими уровнем профессионализма и большим опытом преподавательской деятельности,  ведут большую консультативную работу с коллегами и родителями.

По результатам научно–методических конференций и семинаров, проведенных в рамках проекта, были изданы сборники «Чтение в системе социокультурного развития личности» (2007), «Волшебный мир чтения» (2010), «Чтение как гуманистическая ценность» (2013), «Великая Отечественная война 1941–1945гг. История моей семьи» (2015) .

 

Список литературы

1.      Федеральный закон РФ № 53-ФЗ « О государственном языке Российской Федерации» (ред.05.05.2014) .- Электронный ресурс . – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW . ( Дата обращения12.12.2015 ).

2.      Варганова Г.В. Научная грамотность как фактор развития творческой компетентности //сб.: Инновационные тенденции  развития системы  образования: материалы IV Международной научно- практической конференции. – Чебоксары, 2015. –С.126–129.

3.     Волшебный мир чтения: литературно – педагогический альманах/под общ. ред. Г.В. Варгановой. Санкт– Петербург, 2010. – 198 с.

4.      Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. статей Международного научно- практического семинара /Г.В. Варганова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – – 253 с.