Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Целью возрожденного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» является: повышение интереса граждан к спорту и физическому воспитанию; использование спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего   развития;  улучшение  качества  жизни населения России.   Всероссийский физкультурно- спортивный комплекс ГТО должен обеспечить с самого раннего возраста формирование физической культуры личности и здоровья, обеспечить преемственность физического воспитания граждан [2].

По мнению академика Ю.В. Рождественского, потребность в физическом совершенствовании человека характеризуется ростом кондиций и качественным совершенством двигательных действий [3]. Комплекс ГТО включает ряд тестов, направленных на определение степени развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость. Подготовка к выполнению нормативов носит мультидисциплинарный характер: должны использоваться упражнения из разных видов спорта [1].

Цель исследования является выявление и оценка факторов физического развития и функционального состояния организма студентов, влияющих на выполнение испытаний комплекса ГТО.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 84 студента 3 курса ННГАСУ, из них 48 студентов юношей, средний возраст которых составил 19,66±0,06 лет, рост 179,37±1,12 см, вес 73,70±1,49 кг. Из 36 студенток девушек, средний возраст которых составил 19,94±0,06 лет, рост =164,94±0,66 см, вес=57,44±1,43 кг.

В исследование использованы показатели физического развития и функционального состояния организма студентов. Показатели физического развития: рост (Р), вес (В), динамометрия кисти (ДК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Показатели функционального состояния отдельных систем организма: сердечно- сосудистой и дыхательной систем - систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), адаптационный потенциал (АП), проба Штанге (пШ), проба Генчи (пГ)), функциональная проба с восстановлением частоты пульса после физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек). В качестве исследования состояния центральной нервной системы использовали экспресс шкалу невротизации.

Физические качества и кондиции студентов характеризуют показатели испытаний комплексов ГТО: обязательные: подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девушки); бег 100 м (сек.); бег 3 км (юноши) и 2 км (девушки); наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).

Испытания по выбору: прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) и плавание 50 м (сек). Результаты и их обсуждение. Полученные показатели артериального давления составили: у юношей САД =131,04±1,88 мм рт.ст. и ДАД=71,25±1,13 мм рт.ст; у девушек САД = 114,72±1,76 мм рт.ст. и ДАД= 75,55±1,64 мм рт.ст. показатели жизненной легкости легких у юношей составили 3779,16±99,46 мл, у девушек 2600,00±64,7 мл. Показатели пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) у юношей составили 61±1сек, у девушек 40 ±1,0 сек;  пробы  Генчи (задержка  дыхания на  выдохе) 13,5±1,5сек у юношей и 10,5±0,5 сек. Показатель исследования силы кисти ведущей руки - динамометрии у юношей составил 40,66±0,91 кг, у девушек 21,77±0,55 кг.

Гармоничное физическое развитие выявлено у 35,41%, дисгармоничное развития у 64,58% юношей. У девушек гармоничное и дисгармоничное физическое развитие выявлено поровну по 18 студентов.

При этом, согласно анализу физического развития студентов по центильным шкалам, разработанным Н.Г. Чекаловой (2013), «очень высокое» физическое развитие по показателю САД у юношей имели 33,33%, у девушек 5,55%, «высокое» – 33,33% у юношей и 11,11% у девушек, «среднее» – 29,16% у юношей и 27,77% у девушек, «ниже среднего» у девушек 44,44%, «низкое» – 4,16 у юношей и 11,11% у девушек.

Полученные показатели функциональных проб сердечно-сосудистой и дыхательной систем выявили достаточно низкий уровень тренированности данных систем организма, Так показали пробы Штанге – «выше среднего» выявлены у 29,16% у юношей и 11,11% у девушек, «среднее» – 39,58% у юношей и 11,11% у девушек, «ниже среднего» – 22,91% у юношей и 33,33% у девушек. Показатели пробы Генчи – «ниже среднего» выявлено у 12,5% у юношей, «низкое» – 14,58% у юношей и 5,55% у девушек, «очень низкое» – 64,58% у юношей и 94,45% у девушек.

Показатели функциональной пробы с восстановлением частоты пульса после физической нагрузки выявили, что восстановление на первой минуте выявлено у 37,5% юношей и 38,8% девушек, на второй минуте у 37,5% юношей и 33,3% девушек, на 3-й минуте у 25% юношей и 27,77% девушек.

Общий уровень невротизации по экспресс шкале у юношей составил 12,75±0,94 балла (σ=6,53), риск невротизации выявлен у 8,33% юношей, у девушек -13,61±1,22 баллов (σ=7,33), риск невротизации выявлен у 16,66% студенток. Адаптационный потенциал (АП) (по Р.М. Баевскому, 1979) рассчитывается без проведения нагрузочных тестов и позволяет давать предварительную количественную оценку уровня здоровья обследуемых. Так, у юношей АП составил 2,36±0,04 баллов, при этом у 79,16% выявлена удовлетворительная адаптация, у 20,83%- напряжение механизмов адаптации. У девушек АП составил 2,25±0,03 баллов, при этом у 97,22% выявлена удовлетворительная адаптация и у 2,77% - напряжение механизмов адаптации.

Анализ показателей нормативов ГТО у юношей выявил, что «золотой» норматив по испытанию «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у 20,83% студентов, «серебро» 58,33%, «бронза» - 8,33%; «бег на 100 м» - «золото» у 62,5%, «серебро»-37,5%; «бег на 3 км» - «золото» у 12,5 %, «серебро» - 29,16%, «бронза» 8,33%; «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» - «золото» у 54,16%, «серебро» - 16,66%, «бронза» - 29,16%; «подтягивание из виса на высокой перекладине» - «золото» у 45,83%, «серебро» - 25%, «бронза» - 4,16%. Показатель норматива ГТО – «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у юношей имеет прямые значимые корреляционный связи с показателями: ДАД (r=0,40); восстановления пульса к 1 мин. (r=0,29). Показатель норматива ГТО – «бег на 100 метров» у юношей коррелируют с показателями: САД (r=-0,51); пробы Штанге (r=-0,50), АП (адаптационного потенциала) (r=-0,36). Т.е. чем выше показатели САД, пробы Штанге и АП, тем лучше показатели в беге на 100 м. Показатель норматива ГТО – «бег на 3 км» у юношей не имеет значимых  корреляционных связей с показателями физического развития и функционального состояния организма. Показатель норматива ГТО –

«подтягивание из виса на высокой перекладине» у юношей коррелируют с показателями: веса (r=-0,56); ЖЕЛ (r=-0,32); восстановления пульса к 3 мин. (r=-0,46). Показатель норматива ГТО – «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» у юношей коррелируют с показателями: ДАД (r=0,29), роста (r=0,43), динамометрии (r=0,33).

Анализ показателей нормативов ГТО у девушек выявил, что «золотой» норматив по испытанию «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у 44,44%, «серебро» 44,44%, «бег на 100 м» - «золото» не выполнила ни одна девушка, «серебро»-5,5%; «бронза» не выполнила ни одна девушка;

«бег на 2 км» - «золото» у 72,22 %, «серебро» 27,77%; «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» - «золото» у 33,33%, «серебро» - 38,88%, «бронза» 16,16%; «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» - «золото» у 38,88%, «серебро» 50%, «бронза» 5,55%. Показатель норматива ГТО – «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» у девушек коррелируют с показателями: САД (r=0,34), ДАД (r=0,37), пробы Штанге (r=0,34). Показатель норматива ГТО – «бег на 100 метров» у девушек коррелируют с показателями: САД (r=0,36), АП (адаптационного потенциала) r=0,34. Показатель норматива ГТО – «бег на 2 км» у девушек коррелируют с показателями АП (адаптационного потенциала) (r=0,34). Показатель норматива ГТО – «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» у девушек достоверно связаны с показателями: САД (r=-0,45),  ДАД  (r=-0,36),  роста  (r=-0,36),  веса   (r=-0,39),   адаптационного   потенциала   АП (r=-0,55), пробы Генчи (r=0,34). Показатель норматива ГТО – «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» у девушек коррелируют с показателем роста (r=0,46).

Таким образом, показатели физического развития и функционального состояния организма студентов оказывают достоверно значимое влияние на выполнение испытаний комплекса ГТО. Анализ испытаний комплекса ГТО выявил достаточно разные уровни функциональной подготовки студентов девушек и юношей, на которые оказывают влияние, как показатели физического развития, так и особенности проведения занятий по физической культуре.

 

Список литературы

1.      Врублевский, Г.В. Гимнастика в системе подготовки и сдачи норм ВФСК ГТО/Г.В. Врублевский, Н.В. Ярцева/ Педагогическое образование в России.- 2014.- №9.- С.26-28.

2.      Ефремова Н.Г. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации / Н.Г. Ефремова, А. Цуркан, И.О. Скоморохова // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 725-726.

3.      Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: учеб. пособие/Ю. В. Рождественский. - М. : ЧеРо, 1996. - 288 с.