19 февраля 2016г.
Проблема оздоровления подрастающего поколения средствами медицинского контроля и своевременным лечением выявленных заболеваний это необходимая, но вынужденная мера её решения. Двигательная активность, пропаганда здорового образа жизни и последовательная вовлечённость юношества и молодежи в спортивную деятельность с возрождением ВФСК ГТО становится реальным шагом к изменению существующего положения. Исследования показывают, что неудовлетворительная демографическая ситуация, и понижение материального уровня населения не снизило способности общества к саморазвитию, самосовершенствованию и желанию достижения личного и общественного благополучия [1]. Мы так же видим, что лозунг: «сильнее, выше, быстрее» не менее актуален и сегодня, но условия в реализации этого призыва значительно изменились и не в лучшую сторону. В тоже время, умение вырастить спортсмена высокого класса, несмотря на смену поколения тренеров, обладающих многолетним практическим опытом, не сделало эту проблему не выполнимой. Время показало, что существующая преемственность и сохранение спортивных традиций, а так же высокая мотивация растущих тренеров и их спортсменов к своей максимальной реализации дают надежду на удержание ранее завоёванных мест и позиций в спорте. Однако, перечисляя все эти плюсы и минусы, есть главное, что может сделать эту работу либо бессмысленной, либо очень эффективной - это существующая проблема селекции спортсменов на начальных стадиях этого процесса. По нашему мнению, наши спортсмены порой при всей своей максимальной самоотдаче и тренерских усилиях, зачастую изначально не могут быть конкурентно способными и не в состоянии достичь поставленной цели. В связи с этим хочется вспомнить старый лозунг - «кадры решают всё», который указывает на то, что «тренер должен найти своего ученика, а ученик своего тренера», что позволит им при совместных усилиях добиться максимального результата.
В тридцатые годы, когда генетика была под запретом и когда повсеместно отрицалась генетическую предрасположенность к тому или иному роду деятельности, параллельно с этим утверждением подростки и молодёжь широко участвовали в так называемом «комсомольском наборе», когда «как через сито просеивали» и осуществляли отбор талантов по различным направлениям умственного и физического труда. Данный«н абор» нашёл и отобрал, а в дальнейшем и подготовил талантливых разведчиков, кадровых военных, учёных, а так же и физически одарённых спортсменов, что позволило побеждать не только в военных сражениях, но и в спортивных видах первой послевоенной олимпиады. Таким образом, при всех сложностях подготовки спортсмена, потенциально способного к высоким спортивным результатам, особую важность представляет его начальный системный отбор, когда учитывается не только желание заниматься тем или иным видом спорта, но и его исходные физические показатели, потенциальные для успешной в будущем спортивной деятельности.
Шагом вперёд в этом направлении стало возрождение ВФСК ГТО и особенно важным направлением для развития спорта в нашей стране стало наличие его первой ступени, где в раннем возрасте будут «просеяны» сотни тысяч малышей, где наверняка в поле зрения попадут физически одарённые и склонные к спортивной деятельности дети.
Таким образом, параллельно с вовлечением населения в систему ВФСК ГТО первый системный шаг в спортивном наборе определён – это отбор физически одарённых детей. Естественно по различного рода причинам не каждый участник этого движения сможет сделать свой спортивный выбор и реализовать себя по тем или иным объективным или субъективным причинам. Одним из дальнейших системных шагов в направлении ученика к тренеру или тренера к ученику - это создание электронных баз данных об физически одарённых участниках ВФСК ГТО в районе проживания и выдача одновременно с золотым значком соответствующих именных сертификатов, обеспечивающих определённые преференции при отборе в спортивные секции. Важным системным шагом отбора могут служить опросы испытуемых и их родителей, фиксация антропометрических данных по которым, например, уже в раннем возрасте можно определить склонность к высокому росту, необходимого в игровых видах спорта или склонности силовым единоборствам и лёгкой атлетике. Создание, а вернее, возрождение и расширение количества спортивных классов, спортивных интернатов для физически одарённых детей не только в системе определённых видов спорта, а так же для тех кто ещё «на подходе» к своему виду спорта. Важным программным элементом в системе физического воспитания и формирования будущей спортивной элиты является расширение системы дополнительного государственного субсидирования, а именно, это как минимум: обеспечение юных физически одарённых спортсменов талонами на дополнительное питание, а так же обеспечение проездными билетами до места тренировочных занятий, что очень часто просто жизненно необходимо для реализации детьми своих возможностей.
Особенно ценным опытом в системе спортивного отбора является «метод спортизации» в общеобразовательных учреждениях. Около двадцати лет в нашей стране В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой выдвигается и успешно реализуется идея спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе. Данная идея существует для раннего отбора учащихся школ склонных к занятиям спортом и последующей рекомендации их к занятиям тем или иным видам спорта. Данная методика основана на преобразование процесса физического воспитания в процесс освоения ценностей физической культуры и спорта, с использованием различных технологий тренировки в учебно-тренировочных группах. Предоставление участниками «спортизации» возможности приобретение полезного спортивного опыта на ранних стадиях, показало новые возможности в выявлении и развитии талантов, как в дошкольном, так и школьном возрасте [2]. Выявление в раннем возрасте будущих физически одарённых спортсменов особенно ценно, но не является самоцелью спортизации. Важным параллельным направлением в этой методике является предоставление школьникам возможности приобщения к спорту и испытать на себе специфику спортивной деятельности: получить необходимые знания, пропустить через себя социальные аспекты спортивной тренировки и сделать осознанный выбор определив направление своего движения или к спорту высших достижений, или движение вместе со спортом, как важным элементом здорового образа жизни.
Таким образом, совершенствуя систему раннего спортивного отбора физически одарённых детей, с развитием системы спортизации и возрождением ВФСК ГТО, мы несомненно «расширяем дорогу ученика к тренеру, а тренера к ученику», что вселяет новые надежды в будущее российского спорта.
Список литературы
1. Солодков, А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – 3 (97). – С. 35- 41.
2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательные и социальные аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». – 2007. – 4. – С. 54-57.