Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСЕТИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

Отличительной особенностью физического воспитания является то, что это есть процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных умений, навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Задача школы на современном этапе состоит в том, чтобы дети занимались физической культурой не только в школе, но и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в их быт и стали привычными на всю жизнь.

Вариативный компонент ФГОС по предмету «Физическая культура» направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса. Эта часть ФГОС содержит элемент этнического наследия субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов. Здесь выражены особенности культурно- исторического развития, климатогеографического и социально-экономического своеобразия региона [4, с.57].

Национальные игры народов нашей страны имеют большое значение как средство воспитания детей. Включение отдельных национальных игр в программу физического воспитания детей значительно оживит занятия по физкультуре, повысит интерес учащихся к занятиям. Это во многом обогатит и средства физического воспитания детей.

Народ является создателем подлинной культуры и искусства, а физическая культура является частью общей культуры народа. Через игры дети лучше и глубже будут познавать этнографию, труд, быт своего на- рода. Главное - правильно отобрать игры, которые бы отражали положительные национальные черты [1, с.46].

Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества. В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей» [2, с.28].

Большим подспорьем для учителей физической культуры РСО-Алания являются осетинские народные игры, которые подробно описаны в трудах С.Г. Гагиева [3]. Большинство из этих игр хорошо известны родителям в осетинских семьях, они в них играли сами, но, к сожалению, не все эти игры знакомы их детям. И хотя подвижные игры способствуют разностороннему физическому развитию учащихся, они систематизируются по видам основных движений: с ходьбой и бегом; с ползанием и лазаньем; с подпрыгиванием и прыжками; с бросанием (метанием) и ловлей, а также игры на ориентировку в пространстве. Такое распределение облегчает учителю выбор игры в соответствии с поставленными педагогическими задачами (игры подбираются из числа осетинских национальных игр, предлагаемых для данной возрастной группы).

Наиболее интересны подвижные игры с выраженным сюжетом и установленными правилами. Здесь творческие действия играющих зависят от выполняемой роли («Слепой медведь», «Журавли и волк», «Жмурки», «Чепена» и т. д.).

Другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Игра с прыжками», «Перетягивание веревкой», «Перетягивание палкой», «Вытолкни плечом» и др.), либо на действиях с предметами (альчики, игры с косточками, палочками, камешками и пр.). К бессюжетным относятся также игры-эстафеты с соревновательным моментом.

Осетинские национальные игры опробовались в разных возрастных группах. В результате установлено, что выбранные игры наиболее положительно воздействуют на организм ребенка прежде всего в начальной школе. В начальных классах можно использовать многие осетинские народные игры с небольшими изменениями. На уроках и внеклассных занятиях можно использовать следующие игры: «Слепой медведь», «Жмурки», «Гаккыриш», «Журавли», «Отгадай», «Лук и стрела». «Ямочки», «Бег к реке», «Тохси», «Разбей шеренгу», «Перетягивание палкой», «Перетягивание веревкой», игры с речитативом - «Агылатае», «Чепена»; игры с кувырками, настольные игры. Все вышеперечисленные игры пользуются большим успехом у детей младшего школьного возраста, однако некоторые из перечисленных игр должны проводиться с небольшими изменениями, согласно возрастным особенностям.

Учителю можно использовать игры с речитативом («Чепена», «Агылатае»). В первой части игры «Агылатае» используется речитатив, который нужно не только суметь запомнить, но и произносить, это тренирует речь и память детей. Вторая часть игры развивает у детей устойчивое внимание, терпеливость, выдержку. Кроме того, сюда входят такие элементы, которые способствуют физическому развитию детей, умению быстро бегать, прыгать, хорошо маскироваться.

Дети младшего школьного возраста проявляют большую любознательность, они хотят все знать, задают массу вопросов. Поэтому для детей этого возраста хороши сюжетные игры, в них дети находят ответы на многие вопросы и познают окружающий мир. В этом отношении очень интересны игры «Слепой медведь» и «Журавли». Весь процесс физического воспитания должен нести игровой характер даже тогда, когда даются детям простые физические упражнения. При игровом методе дети активнее занимаются, что увеличивает воздействие физических упражнений на организм.

В зависимости от возраста подвижные игры должны усложняться, как содержанием, так и правилами. Рекомендуемые игры просты, двигательная деятельность входит в содержание игры, соответствует возрастным особенностям, а главное - все рекомендованные осетинские народные игры можно проводить на свежем воздухе, что особо важно [3, с.9].

Игры «Перетягивание палкой», «Борьба на поясах», «Вытолкни плечом из круга» можно широко использовать как подготовительные к таким видам спорта, как борьба, бокс, рукопашный бой, а «Борьба на поясах» или, как ее раньше называли, «Поясная борьба», на наш взгляд, должна быть выделена как осетинский национальный вид спортивной борьбы.

Все вышеперечисленные осетинские игры успешно решают задачи воспитания как физических качеств - силы, быстроты, координации, выносливости, так и тактического мышления, и выдержки, так необходимых в спортивных видах единоборств.

Особое место среди осетинских национальных игр занимают настольные игры: «Кены» («Кентаей хъазт»), «Собери группу» («Балтаей хъазт»), «Волк и овцы» («Бираегъ агмае фыстаей хъазт»). Эти древние осетинские игры были широко распространены во всей Осетии. Педагогическая ценность их заключается в том, что они способствуют развитию мышления, сообразительности, умению анализировать различные игровые ситуации, продумывать свой ход, разгадывать замыслы партнера, из многих вариантов суметь выбрать наиболее верный ход или верную защиту.

Игровой метод в практике физического воспитания используется очень широко. Ценность народных игр заключается в том, что от участников, в большинстве случаев, не требуется специальной подготовки. В подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения, формируются жизненно необходимые двигательные действия и навыки [5, с.17].

Проведенные нами педагогические наблюдения и эксперимент, заключавшийся в использовании осетинских подвижных игр в процессе физического воспитания младших школьников, показали, прежде всего, более быстрое овладение двигательными навыками, активизацию отношения учащихся к этим занятиям, улучшение дисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом в целом. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

В педагогическом процессе осетинские национальные игры являются не только средством воспитания, но и методом обучения и совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств. Национальные игры воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы и това- рищества, дисциплинированности и гуманности, т. е. имеют большое значение в формировании не только физических, но и нравственных качеств.



Список литературы

 

1.        Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 176 с.

2.        Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. Орджоникидзе: ИР, 1990. 224 с.

3.        Гагиев С.Г. Методика проведения осетинских народных игр. Владикавказ: ИР, 1994.

4.        Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. Учреждений ВПО / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

5.        Жуков М.Н. Подвижные игры. М.: Академия, 2004. 160 с.