Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Великие Луки
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Введение. В современных условиях школьного образования необходимо на основе актуализации педагогического потенциала школы находить эффективные формы организации физкультурной деятельности обучающихся, способные воплотить в непротиворечивых педагогических конструкциях все новое, созданное педагогической наукой в области двигательной активности человека. Эффективность школьного образования определяется способностью обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, что определяется функцией мозга, который растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Полноценное развитие мозга ребенка зависит от своевременного, с учетом возраста, решения им двигательных задач определенного объема и сложности. Целенаправленная организация двигательной активности в режиме учебного времени возможна на основе средового подхода. Л.С. Выготский указывал, если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду [2].

Цель – на основе организации двигательной активности обучающихся в режиме учебного времени и в процессе выполнения домашнего задания сформировать развивающую образовательную среду, стимулирующую психофизическое развитие школьников, обусловленное оптимизацией мозговой деятельности обучающихся.

Концептуальные основы построения развивающей образовательной среды. Практическая реализация данной цели возможна с опорой на выдвинутый И.М. Сеченовым принцип единства познавательного процесса и двигательного акта, и онтокинезилологический подход В.К. Бальсевича [1], указывающий о роли влияния на интеллект объема базовой моторной нейрофизиологической программы и активной психологической памяти, сформированных в ходе освоения телесных практик. Поскольку все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному сокращению (двигательному акту) то, в этом случае имеются, как минимум, две взаимосвязанные возможности по управлению психическими познавательными процессами посредством направленных двигательных действий. Первая – по пространственным, временным, пространственно-временным и качественным характеристикам техники выполнения двигательного действия можно не только оценить функциональную эффективность механизмов координации определяющих качество выполнения двигательного действия, но и по системе обратной связи, путем применения заданного двигательного действия оказывать целенаправленное воздействие на характер мозговой деятельности. Вторая – на основе оценки параметров движения формировать технику выполнения двигательного акта в соответствии с закономерностями обучения двигательным умениям и навыкам, тем самым целенаправленно развивать координационную и интегративную деятельность нервной системы и посредством формирования базовой моторной нейродинамической программы с оптимальным набором координационных связей совершенствовать мозговую деятельность обучающихся. По данным учебной и специальной литературы известно, что технически правильно выполняемые двигательные действия оптимизируют функционирование   моторного   и   вегетативного   компонентов   двигательного   акта,   соотношение физиологических и психических процессов в центральной нервной системе, в то время как ошибки в технике выполнения двигательного действия могут приводить к противоположному результату.

Целевая установка на формирование правильной техники выполнения двигательных действий в рамках предмета «Физическая культура» является интегративной основой суммации потенциальных возможностей учителя физической культуры с потенциальными возможностями всего педагогического коллектива по созданию развивающей образовательной среды в школе. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что следовые эффекты (знания и двигательная память), обеспечивающие решение образовательных задач сохраняются длительное время и поэтому могут суммироваться при регулярном воспроизведении от урока к уроку. А урочные следовые тренировочные эффекты (совокупность биохимических и физиологических изменений в организме), необходимые для целенаправленной физической подготовки от выполнения упражнений кратковременны и в интервале между уроками физической культуры не сохраняются или недостаточны для оказания избирательно направленного развивающего воздействия на физические качества [3]. В процессе преподавания дисциплин учебного плана педагог обязан контролировать осанку и позу ученика и тем самым обеспечивать необходимый уровень концентрации внимания обучаемого к освоению учебного материала. Контроль со стороны педагога за двигательными реакциями ученика, удержанием правильной осанки и позы на уроке - это процесс обучения двигательным действиям. Вместе с тем удержание правильной осанки и позы не только организует поведение и деятельность обучающихся, нивелирует проявление негативных качеств, но и оказывает сопряженное стимулирующее влияние на физическое и психическое развитие ученика. Механизм сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что статические мышечные напряжения при правильном положении сидя или стоя способны стимулировать физическое развитие ребенка, а индуцируя кору головного мозга, влияют на результат психической деятельности. Импульсы, идущие в головной мозг от сократившихся мышц способны вызывать различные эмоции. Правильная осанка и поза формируют комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, создавая базовые условия эффективности достижения целевого результата в ходе учебного процесса, и способствуют психофизическому развитию ребенка. В целях профилактики утомления, приводящего к принятию неправильной позы и нарушениям осанки, рекомендуется проведение физкультурных минуток. Нарушения осанки и позы, наоборот, вызывают дискомфортное психоэмоциональное состояние, понижают успешность учебной деятельности школьника, а в перспективе вызывают хронические болезни внутренних органов вследствие неудобного положения за партой в школе, обуславливающего формирование неоптимальных постуральных и моторно-висцеральных координационных взаимодействий. Решающим фактором в формировании правильной осанки является развитие постуральных тонических рефлексов головного мозга. Постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы) – это та основа, на которой формируются движения. Поза и движение – динамические и неотделимые друг от друга явления. Поза изменяется при каждом движении, а движение – это собственно процесс изменения позы. Когда в качестве системообразующего феномена организации педагогического процесса выступает образовательная направленность уроков физической культуры, создается основа для объединения усилий всего педагогического коллектива и семьи по созданию развивающей образовательной среды в школе. В этом случае результаты деятельности учителя физической культуры в рамках предмета «Физическая культура» при обучении двигательным действиям и физическим упражнениям суммируются с результатами деятельности всего педагогического коллектива школы, создают базу для объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию развивающей образовательной среды в школе на основе формирования базовой моторной нейродинамической программы, обусловливающей оптимизацию мозговой деятельности обучающихся.

Деятельность педагогического коллектива по созданию развивающей образовательной среды в школе является хорошей психолого-педагогической основой установления контактов с семьей школьников посредством поручений, предполагающих активное участие родителей в формировании у детей осанки и правильной позы в домашних условиях. В рамках педагогического всеобуча родителям обосновывают цель проводимой работы, формируют положительную мотивацию к данному виду деятельности и вооружают необходимыми методическими знаниями по формированию правильной осанки и позы. В процессе обучения двигательным действиям, формирования правильной осанки и позы образуются оптимальные координационные взаимодействия постуральных и моторно-висцеральных рефлексов, а методом сопряженного воздействия повышается уровень физической подготовленности школьников, что в совокупности способствует укреплению здоровья обучающихся. Правильно сформированные координации при выполнении двигательных действий и удержания позы стимулируют не только физическое развитие ребенка, но и положительно влияют на результат психической деятельности, создают комфортное психоэмоциональное состояние, повышают успешность в достижении целевого результата учебной деятельности.

Заключение. В данном подходе весьма важным (и отчасти инновационным) является установка в рамках предмета «Физическая культура» на формирование правильной техники движений, которая выступает в качестве ведущего условия построения педагогического процесса по созданию развивающей образовательной среды на основе организации двигательной активности обучающихся. При таком подходе школа, как организующий центр совместной деятельности школы и семьи путем активного развития обучаемых успешно выполняет возлагающиеся на нее образовательную и воспитательную функции.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека /В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220с., ил.

2.        Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография /Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.

3.        Спирин В.К. Направляющее начало контрольно-тестирующей функции комплекса ГТО в организации профессиональной деятельности учителя физической культуры /В.К. Спирин //Теория и практика физической культуры. – 2015. - № 6. – С. 36-39.