Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМРЕСТЛИНГОМ, В ХОДЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В последние годы в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте получил широкое распространение и вышел на новый качественный уровень армспорт. Армрестлинг - это скоростно- силовая спортивная дисциплина, где  атлеты соревнуются в непосредственном поединке за армстолом. Однако, как и любой другой вид спорта, он использует широкий арсенал средств и методов тренировки, призванных воздействовать на различные качества спортсмена. Эти методы призваны напрямую или косвенно влиять на спортивный результат армрестлера и вести к постоянному росту технического мастерства, силы, скорости или выносливости.

Высшим критерием в определении мастерства спортсмена служит не только его разносторонняя и результативная техническая подготовленность, но психологическая подготовка. При формировании работы, направленной на улучшение психологической подготовки спортсмена, необходимо учитывать факторы, способные повлиять на психологическое состояние спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.

В своей работе мы попытались исследовать особенности психоэмоционального состояния студентов, занимающихся армспортом в ходе тренировочного и соревновательного периодов и определить эффективные методы психологической подготовки. Мы предположили, что психоэмоциональное состояние спортсменов-рукоборцев изменяется в период от подготовки к соревнованиям до послесоревновательного периода. Также предполагается, что существуют отличия в психоэмоциональных состояниях спортсменов девушек и юношей.

Цель психологической подготовки - помочь спортсмену сформировать психологию победителя, научить бороться, обеспечить устойчивый уровень поведения во время соревнований и настойчивость в работе над собой. Без активного участия самого спортсмена процесс психологической подготовки становится малоэффективным. Тренер, выступая в роли психолога, должен направить подопечного по пути активности, связанной с верой в достижение поставленной цели.

На этапе подведения спортсменов - рукоборцев к соревнованиям психологическая подготовка дополняется специальными средствами, а прежние средства используются более целенаправленно. Все они ориентированы на то,  чтобы способствовать достижению и поддержанию состояния соревновательной готовности.

Средства психологического воздействия спортсменов - рукоборцев могут быть условно разделены на три группы:

-   те, которые являются составной частью общей психологической подготовки;

- те, которые намеренно вводятся тренером в тренировочный процесс, подчиняя его содержание задачам психологической подготовки;

-   те, которые применяются вне тренировочных занятий [3].

Справедливо считается, что контрольные соревнования должны моделировать условия предстоящих основных соревнований и поэтому обеспечивать высокий уровень психического напряжения и мотивации. В связи с этим чаще всего они проводятся по формуле предстоящих соревнований с привлечением сильных и неудобных соперников, с «жестким» судейством и ответственностью за результат выступления.

В зависимости от задач подготовки и свойств темперамента тот или иной спортсмен может намеренно ставиться в стрессовые условия, имеющие различную степень воздействия на его психическое состояние. Таким образом, может быть достигнут определенный уровень привыкания спортсмена к стрессовым ситуациям соревнований.

Для повышения уровня психического напряжения спортсмена в тренировочных занятиях могут быть использованы те же приемы моделирования психотактических условий и взаимодействий. Разница лишь в том, что в процессе общей психологической подготовки тренер-преподаватель использует эти приемы в работе «со всей группой»; при подготовке к конкретным соревнованиям применение этих средств индивидуализируется. Одни спортсмены нуждаются в большей нагрузке, другие в нагрузке меньшей. То, что хорошо для одних, может совсем не подходить другим [1].

Накануне соревнований типичными являются три реакции ожидания: оптимальная боевая готовность, тревожность, излишняя самоуверенность. Понятно, что две последние требуют коррекции со стороны тренера и спортсмена. Принципиальная разница этих коррекций в том, что тревожные спортсмены нуждаются в поддержке и в укреплении опор мастерства, а самоуверенные - должны в процессе подготовки потерять свою приставку «само». То, о чем сказано выше, о моделировании соревновательных нагрузок и повышения уровня психической напряженности при подготовке к соревнованиям - может быть полезно, но может нанести и большой вред. В зависимости от уровня готовности спортсмена и его психических реакций на предстоящие соревнования в заключительном микроцикле тренер-преподаватель должен варьировать интенсивность и объем тренировочных нагрузок, стараясь создать у спортсмена чувство готовности [3].

Если накануне соревнований спортсмен не уверен в себе, то он нуждается в  поддержке. И эта поддержка не столько похлопывание по плечу, сколько факты, показывающие ему, что он находится в состоянии показать высокий результат. Повышение психической напряженности может привести к обратному результату. Поэтому для таких спортсменов лучше создавать комфортные условия, в которых у них все получается: выбор спарринг-партнера, соответствующих условий, направленность индивидуальных занятий, результаты тестирования и т. п. Спортсмен должен сам удостовериться, что находится в состоянии готовности к достижению высокого результата. На этом этапе подготовки к соревнованиям тренер- преподаватель стремится к тому, чтобы сформировать и сохранить у него оптимальный уровень возбуждения. Нельзя давать мыслям спортсмена увлечь его в направлении, в котором развивается чувство неуверенности в своих силах, а в связи с этим и боязнь поражения.

Одним из приемов, позволяющих решить эту задачу, не влияя на содержание процесса технико- тактической подготовки, может быть укрепление «внутренних опор» в оценке спортсменом своего мастерства. Для формирования такой уверенности многие тренеры на заключительном этапе подготовки отказываются от изучения новых элементов или от работы над недостаточно усвоенными действиями. В индивидуальных занятиях они сосредотачивают внимание на совершенствовании тех двигательных действий, которые хорошо усвоены спортсменом. Удовлетворение от того, что все действия выполняются безошибочно, а также положительная оценка тренера, способствуют формированию у спортсмена чувства относительной стабильности.

Варьируя объемы и интенсивность этих занятий тренер-преподаватель, может давать их спортсмену вплоть до дня соревнований. На соревнованиях такой  урок к тому же служит настройке специализированных чувств и помогает спортсмену почувствовать себя более уверенно. Особенно полезна такая работа с высокотревожными спортсменами. Если на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям они ежедневно получают некоторую «порцию» положительных эмоций и необходимую двигательную разрядку, то это ограничивает негативное воздействие тревожного ожидания. В зависимости от личностных качеств ученика тренер-преподаватель должен дозировать степень положительных воздействий. В отношении тех, кто излишне уверен в себе, он может быть критичным, таким образом, стараясь мобилизовать их [2].

Большим подспорьем всем, рассмотренным выше приемам, является мысленная тренировка спортсмена, которая помогает ему регулировать свои реакции и психические состояния, связанные с предстоящими соревнованиями. Она основана на создании ярких представлений того, что должно произойти, и представляет не что иное, как один из вариантов идеомоторной тренировки. Чем отчетливей эти представления, тем лучше. Для успеха требуется ясное видение ситуации и условий соревнований, сосредоточенность и включенность спортсмена в этот процесс.

В плане проведения исследовательской работы мы провели эксперимент, в котором:

1)   в рамках основной программы учебно-тренировочного процесса проводились занятия, где применялись, наиболее эффективные методы психологической и волевой подготовки студентов, занимающихся армспортом;

2)   изучены особенности психоэмоционального состояния студентов - рукоборцев в досоревновательный период и после соревнований.

В экспериментальной группе студентов также была организована и проведена специальная психотехническая работа.

Работа с психотехническими упражнениями - хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Психотехнические игры служат отличным средством психологической подготовки, восстановления сил, действенной формой реабилитации [4].

В ходе эмпирического исследования были выявлены различия в психоэмоциональных состояниях спортсменов в досоревновательный период и после соревнований. Также нами были определены особенности этих состояний у спортсменов юношей и девушек.

Исследование чувства неуверенности в себе показало что, девушки до соревнований больше неуверенны в себе, чем юноши. После соревнований у девушек чувства неуверенности в себе намного больше, чем до соревнований у юношей меньше чем было до соревнований. Таким образом, чувство неуверенности в себе у девушек возрастает после соревнований, а у юношей чувство неуверенности в себе – уменьшается.

Результаты исследования самооценки психических состояний позволили констатировать что, у девушек преобладает тревожность. Ее уровень остается высоким и после соревнований. У юношей до соревнований наблюдается высокая ригидность, а после соревнований высокий уровень агрессивности. Отсюда можно сделать вывод, что после соревнований у девушек повышается «тревожность», а у юношей – «агрессивность». Предположение о том, что психоэмоциональное состояние спортсменов - рукоборцев изменяется в период от подготовки к соревнованиям до послесоревновательного периода - подтвердилось. Также подтверждено, что существуют отличия в психоэмоциональных состояниях спортсменов девушек и юношей.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.) [5].

Список литературы

 

1.     Алешков И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. - В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 2004.

2.     Живора П.В., Рахматов А.И. Армспорт: техника, тактика, методика обучения: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3.     Методы психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко и др.- М.: Просвещение, - 1984.-266 с.

4.     Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. - 272с.

5.     Шайхутдинов Р. З. Личность и волевая готовность в спорте: Наука и спорт. Психология / Р.З. Шайхутдинов. – Москва: ФиС, 2007. – 112 с.