18 января 2020г.
Одна из задач государственного образовательного стандарта – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Дети с нарушением зрения характеризуются тем, что у них:
· снижен уровень зрительного восприятия; нарушена его полнота, целостность, точность и объем;
· недостаточен предметно-практический опыт (при нечетком восприятии предметов и объектов они видятся как расплывчатые, размытые, неточные, фрагментарные, чаще всего и неинтересные для обследования и действия с ними);
· снижена скорость усвоения информации (дети данной категории отличаются медлительностью, им требуется больше времени для рассматривания предметов, объектов, наглядного материала);
· нарушена координация движений;
· затруднена оценка пространственных признаков (дети затрудняются в различении расстояния и местоположения одного предмета до другого, а также определении направления движения: впереди- сзади, лево-право и др.);
· имеют особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся либо в расторможенности или наоборот заторможенности действий, также недостаточном считывании эмоционального состояния другого человека.
Для успешного воспитания и развития детей, имеющих различные виды нарушений, основной задачей детского сада является создание специальных условий. Если в группу детского сада общеразвивающей направленности поступил ребёнок с нарушением зрения, то в первую очередь необходимо:
· узнать зрительный диагноз ребёнка (это можно увидеть в медицинской карте ребёнка);
· уточнить, какие рекомендации необходимо выполнять (эти рекомендации даются врачом - офтальмологом в зависимости от диагноза, остроты зрения, наличия косоглазия);
· определить место посадки ребёнка за столом (ближе, дальше, справа или слева от доски. Его можно обозначить условной фишкой, например, кружком);
· сделать для ребёнка сопроводительные алгоритмы. Их цель: формировать бережное отношение к очкам (например: «Собираемся на прогулку», «Очки ложатся спать», «Чистые очки» и др.);
· определить место для хранения очков (футляр, кармашек и др.);
· изготовить специальный игровой и дидактический материал, учитывая остроту зрения, от неё зависит размер, и цвет (лечебные – это красный, оранжевый, желтый, зелёный, их следует использовать чаще);
· дидактический материал не следует ламинировать, так как глянец даёт блики и искажает восприятие наглядного материала.
Организация специальной развивающей предметно-пространственной среды, разнообразие изготовленных материалов и пособий, обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность детей.
Каковы же общие требования проведения фронтальной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми с нарушением зрения?
Для ребёнка с нарушением зрения необходимо подготовить:
· индивидуальный подкладной фон (комфортным считается зелёный);
· подставку для книг и дидактического материала (она необходима для детей со зрительной патологией и детей со сходящимся косоглазием);
· наглядный и раздаточный материал с чётким контуром (можно дополнительно обвести его гелиевой ручкой или фломастером);
· размер пособий в зависимости от остроты зрения, но не менее 2 см.
Для ребёнка с нарушением зрения важно пополнить каждый центр в группе игровым материалом.
Центр познавательной и исследовательской деятельности способствует расширению чувственного опыта, повышению познавательного интереса. Здесь ребенок со зрительной патологией может найти и использовать для экспериментирования: лупы, магниты, увеличительные стекла, весы, природный материал для изучения и составления коллекций. С целью развития тактильной и осязательной чувствительности используются звучащие коробочки, мешочки «запахов», тактильные дощечки, веревочки, и др. Действия и упражнения с ними развивают компенсаторные возможности детей, мелкую моторику, активизируют зрительные функции. Развитию чувствительности способствуют и игры с песком, водой, природным материалом.
В Центре музыкально-театрализованной деятельности размещаются различные виды театров, ширмы, маски, атрибуты для спектаклей. Необходимо в этом центре разместить пиктограммы, графические изображения эмоций, дидактические игры, аудио- и видеотеку. Все это способствует развитию коммуникативных навыков при общении, формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
В Центре продуктивной и творческой деятельности для детей с нарушением зрения целесообразно внести различные вида линеек, лекала, силуэты и трафареты, ластики. Эти чертёжные материалы служат и средством коррекции в работе над линиями. Дидактические пособия и игры в этом уголке лучше изготовить яркими, красочными, сочных насыщенных цветов.
Занятость ребенка с нарушением зрения в центрах необходимо контролировать, после 7-10 минут активной зрительной работы ребенку необходимо снять зрительное напряжение (перевести взгляд, отвлечься), либо провести зрительную гимнастику.
Центр игры представлен в каждой группе, наполнение его зависит от возраста. Для расширения опыта детей рекомендуем для детей старшего дошкольного возраста организовывать такие игры как «На приеме у врача- окулиста», «Лечение глаз», «Оптика».
Содержание центра конструирования должно быть представлено различными видами конструкторов, строительным материалом. Деятельность детей в данном центре развивает пространственное мышление, восприятие глубины пространства, целостность восприятия. Наличие схем, рисунков, чертежей помогает решать задачи данного направления.
Уголок уединения — это уютное место хорошо используется детьми для рассматривания семейных альбомов, общения с другом. Это еще и место, где можно уединиться, отдохнуть, посекретничать с воспитателем или другом.
Центр природы направлен на пополнение чувственного опыта, о котором мы говорили выше. Ребенок наблюдает за растениями, выполняет трудовые поручения по уходу за ними, заботится о них, учится делать умозаключения, выводы. Хорошо изготовить крупные, чёткие алгоритмы по уходу за растениями.
Центр книги расположен всегда возле окна, уютный, привлекательный, располагающий к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор книг по возрасту. Но необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения книги должны быть с крупными картинками, не глянцевые. Детям подготовительных групп рекомендуется подбирать книги с крупным шрифтом.
Физкультурные пособия в двигательном центре крупные, яркие по окраске, имеющие специальные приспособления: так, например, мяч для подбрасывания и ловли хорошо «одеть» в сетчатый чехол с веревкой. Края и середину скамеек пометить линиями контрастных цветов. Мишени, щиты для метания – ярко окрашенные, с четким контуром. На раздаточном физкультурном оборудовании: палках, шнурах, обручах - дополнительные зрительные ориентиры для фиксации взора и слежения во время выполнения общеразвивающих упражнений. Для детей с нарушением зрения необходимо изготовить специальные «путеводители» для выполнения основных видов движений, алгоритмы действий на занятии.
В физкультурном уголке, помещении спортивного зала размещаются настенные тренажёры (панно) с линиями различной толщины и конфигурации для организации зрительной гимнастики и тренировки прослеживающей функции глаз.
В группе, которую посещает ребенок с нарушением зрения, хорошо создать центр коррекции и расположить в нем дидактические пирамидки, логические кубы, палочки Кьюзенера, вкладыши Дьенеша, различные виды мозаик, шнуровок, конструкторов. Все это позволит целенаправленно формировать умение различать форму, цвет, величину и пространственное положение предметов и объектов, т.е. в целом развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, активизировать зрительные функции.
Список литературы
1. Плаксина, Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения (с косоглазием и амблиопией) /Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М: Город, 1998. – 150 с.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
3. Л.В. Сергеева, М.И. Дронова, О.Н. Царева, О.П. Сапронова, О,Ф. Юрлина. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в детском саду: учебно-методическое пособие/ под ред. А.А. Ошкиной.- Тольятти: «Форум», 2015-
4. Л.В. Сергеева, Т.В. Лапшина, О.Н. Царева, О.П. Сапронова, Е.А. Ярославцева.. Формирование здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения): учебно-методическое пособие / под ред. А.А. Ошкиной.- Тольятти: «Форум», 2012-103с.