Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Тема профилактики нарушений речи у детей раннего возраста стала наиболее актуальна в последние несколько десятилетий. Анализируя исторический аспект развития проблемы, следует отметить, что вопрос о необходимости предупреждения риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста прослеживается в работах Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подошел к определению речи, как высшей психической функции, представляя речь как разновидность знака, присвоение которого происходит в процессе общения и совместной предметной деятельности ребенка со взрослым в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Именно взрослому принадлежит  ведущая роль в речевом развитии ребенка, который дает малышу образцы речи и способы действия с предметами не только посредством показа, но и слова [3].

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенствованием. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например, известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и центр Вернике). Однако, ребенок никогда не заговорит вследствие простого созревания этих центров мозга, без целенаправленного обучения.

Л.С. Выготский в своих работах рассматривает взаимосвязь между высшими психическими функциями. Развитие одной функции без развития других невозможно, оно является взаимосвязанным и взаимообусловленным. Вопросы рассматриваются ученым. Так, Л.С. Выготский раскрывает вопросы взаимосвязи в становлении и развитии мышления и речи: мышление и речь имеют разные генетические корни, их развитие до определенного времени идет по разным путям, независимо друг от друга; в онтогенезе присутствуют доречевая фаза интеллекта и до интеллектуальная фаза речи; с появлением слова и его знаково-символической функции оба пути пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной[3].

Л.С. Выготский так же говорил о важности сензетивных периодов в психическом и речевом развитии ребенка. Сензитивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. Под сензитивным периодом понимают определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности. Данные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность сензетивных периодов. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции.

Сензитивные периоды развития многих функций происходят именно в раннем возрасте, например: от 1 до 4 лет – сензитивный период развития крупной моторики (движений и действий); от рождения до 3 лет – сензитивный период восприятия; от рождения до 5,5 лет – сензитивный период сенсорного развития[4].

Сензетивный период развития речи приходится на возрастной диапазон от 1,5 до 3 лет. Таким образом, опираясь на идею Л.С. Выготского о том, что становление речи начинается с самого рождения ребенка, ученные говорят о важности ранней диагностики и необходимости проведения профилактических мероприятий для детей, находящихся в зоне риска. Данные положения являются основанием современных исследований проблем речевого развития в детском возрасте в работах современных ученых. 

В психологических исследованиях проблему раннего речевого развития рассматривает ряд авторов, таких как А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина. В их работах говорится, что в раннем возрасте овладению речью представляет собой главную линию развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей среде.

В работах В.П. Зинченко, П.К. Анохина, Н.И. Жинкина отмечается, что речевая система формируется в неразрывной связи с развитием интеллектуальной, сенсорной, сенсомоторной, аффективно- волевой сферами ребенка. Это означает, что недостатки в развитии одной из них, влекут за собой проблемы в развитии остальных.

В онтолингвистических исследованиях данную проблему рассматривала С.Н. Цейтлин. В своих работах она утверждает, что последняя четверть второго года жизни ребенка, как правило, характеризуется бурным развитием сразу в нескольких направлениях: резким увеличением активного лексикона, появлением способов морфологической маркировки грамматических противопоставлений, увеличением длины синтагматических цепочек.

В коррекционной педагогике многие авторы рассматривали различные аспекты проблемы раннего речевого развития, в том числе, роли речевого развития в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы профессиональной подготовки педагогов к решению задач содействия эффективность социализации детей раннего возраста данной категории (Бородина В.А.).

В работах Братковой М.В., Закрепиной А.В., Прониной Л.В. исследован аспект коррекционного обучения и развития детей раннего возраста в играх со взрослым. В исследованиях Лынской М.И. рассматривается проблема формирования речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. В исследованиях Галигузовой Л.Н. обращается внимание на важность ранней психологической диагностики. Ее необходимость обусловлена важностью своевременного выявления задержки и отклонений в речевом развитии ребенка, определением их причин, выбором адекватных методов коррекции, созданием необходимых психолого-педагогических условий. Важность такой работы, по мнению автора связана с интенсивным темпомпсихоречевого развития ребенка в период раннего детства, так как незамеченные вовремя или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития могут привести к выраженным сдвигам на последующих возрастных этапах. В раннем возрасте имеются более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям[5].

В логопедических исследованиях работы Чиркиной Г.В., Шереметьевой Е.В. посвящены предупреждению отклонений речевого развития у детей раннего возраста. ЧиркинаГ.В. исследует проблему раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. В ее работе говорится о необходимости выделить особую область превентивного логопедического воздействия, а профессиональную активность логопеда направить на более ранний возраст; более широко распространять опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением[6].

Е.В. Шереметьева, опираясь на методологические основы, разработанные Л.С. Выготским и его последователями, исследует проблему предупреждения отклонений в речевом развитии в раннем возрасте. Автором разработан диагностический материал для обследования особенностей речевого развития детей раннего детей. Шереметьева Е.В.утверждает, что своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений в условиях развития ребенка являются важным фактором его нормального психоречевого развития. Всякое развитие, и речевое в том числе, — это процесс непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих, протекающий в реальном взаимодействии со средой[7].

Обобщив некоторые результаты историко-педагогического анализа проблем профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, следует сделать вывод о продолжении развития научных идей Л.С. Выготского в исследованиях современных ученых.

 

Список литературы

 

1.       Бородина В.А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта / Автореферат дис.канд….пед. наук 13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика). – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2011. С. 22

2.       Бородина В.А.Подготовка будущих педагогов – дефектологов к профессиональной деятельности в области социализации детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология № 3, 2008.-С.85 – 93.

3.       Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Аст хранитель", М., 2008. — 668с.

4.       Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; 2005. — 1136 с, ил

5.       Галигузова Л.Н.Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста./ Л.Н.

6.  Галигузова//Психологическая наука и образование. – 2010. – 3.

7. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей./ Г.В. Чиркина//Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – 2.

8.   Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. — 168 с. (Логопедия: от теории к практике).