Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют самые разнообразные нарушения: опорно- двигательные, интеллектуальные, речевые и эмоциональные расстройства. При обучении таких учащихся, со всеми  выше перечисленными нарушениями, прогноз не благоприятен. Учащиеся, имеющие легкие степени интеллектуальной недостаточности, обучаются в школах восьмого вида, а более тяжелые, находятся в домах - интернатах.

На протяжении многих лет, актуальной проблемой является изучения речевых нарушений различного генеза.

Многие ученые занимались этой проблемой, такие как: Мастюковой Е.М., Певзнер М.С., Ипполитовой М.В., Петровой В.Г., Каше Р.А., Лалаевой Р.И., Гнездиловой Н.Ф., Власовой В.А., Смирновой А.А., Александровской М.А., Бельтукова В.И., они говорят о том, что у многих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью встречаются разнообразные нарушения речи, среди них особенно частыми являются нарушения звукопроизношения, которые затрудняют коммуникацию этих детей.

Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройству этих детей определяется не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще больше усложняет картину нарушений при интеллектуальной недостаточности [3].

Нарушение речи у детей с недостатками интеллектуальной недостаточностью характеризуется устойчивостью. У обучающихся, такие нарушения сохраняются до старших классов. Дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь различные формы расстройства речи, как и у нормально развитых детей.

По мнению С.Я. Рубинштейн, умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих [3].

Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В.Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обуславливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности [4].

Среди учащихся специальных коррекционных школ значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.

По данным Савченко М.А., Юровой Р.А., Лалаевой Р.А. около 65% учеников 1-го класса имеют различные формы нарушений звукопроизношения, ко 2-му классу число таких детей снижается до 60%, а к 3-му классу - до 30%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и об их стойкости, о затруднениях в овладении звуковым составом слова. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп (свистящие, шипящие, аффрикаты, звуки [р] и [л], смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных), нарушением слоговой структуры слов[1, 2].

При обследовании фонетической стороны речи, учащихся поделились на группы. Первую группу составляют дети с неточным произношением отдельных звуков. У таких детей наблюдается межзубный сигматизм, боковой, ротацизм, параротацизм, одноударный звук [р] и боковой [л]. Дети легко овладевают грамотой.

Во вторую группу входят дети с фонетико-фонематическими нарушениями. В фундаменте формирования лежат нарушения:

¾         нарушение дифференциации фонем;

¾         восприятия звуков речи;

¾         атаксия артикуляционного аппарата.

У таких учащихся наблюдается трудности в чтении, письме.

Третью группу составляют дети, которые страдают речевым нарушением, как заикание. В различных коррекционных учреждениях, таких учащихся небольшое количество. Если заикание не конвоирует с другими речевыми дефектами, то прогноз этих детей вполне благоприятен.

В четвертую группу входят дети с нарушениями речи алалического характера. Речь такого контингента детей, заключается на уровне лепета. Одной из главной причиной такого нарушения является поражение зон Брока или Вернике на фоне общего недоразвития коры головного мозга. Дети данной группы не усваивают учебный материал.

По данным исследований А.А. Смирновой еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются нераспространенные предложения. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями. Они употребляют названия конкретного объекта в качестве второстепенных членов предложения, на которые переходит действие, или орудие, с помощью которого действуют (купили книгу, режут ножом), лицо, на которое направлено действие (дать брату), места действия (в школе, дома).Значительно реже второстепенные члены могут выражаться наречием, указывающим на время и образ действия (поздно, вечером, быстро, медленно), качественным прилагательным для характеристики признака предмета (красный, сладкий, круглый) и в единичных случаях — относительным прилагательным (песчаный, заводской), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия (по болезни, за книгами) [5].

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью является более длительным и сложным процессом, чем у детей с сохранным интеллектом. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условно-рефлекторных связей, что обуславливает замедленность и длительность формирования нового звука [6].

Учителю – логопеду важно помнить, что особенностью коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные недостатки, определяется продолжительностью и связывается с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются на фоне системного недоразвития речи.

Таким образом, необходимо объемное теоретическое изучение структуры дефекта этой группы детей для обоснования содержания и определения точнейших, дифференцированных методов и приемов обучения, воспитания и коррекции. Логопед, проводя различные коррекционные работы, совершенствует знания, умения и навыки.

 


Список литературы
1.      Секачев В.Ю. Логопедия. - М., 1998.

2.      Буслаева, Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Дефектология. - №2, -2002.

3.      Волкова Л.С. Логопедия. - М., 1998.

4.      Петрова В.Г. Психологические особенности развития письменной речи умственно отсталых школьников. - М., 1965.

5.      Савченко М.А., Юрова Р.А. Некоторые особенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников. Дефектология. - №5, - 1976.

6.      Гвоздев А.Н. "Вопросы изучения детской речи", М., 1961.