Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ ДС

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива ДС № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти в рамках «Лаборатории формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Материал раскрывает условия и специфику организации психолого- педагогического процесса в режиме дня дошкольного учреждения.

Ключевые слова: интеграция воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, инклюзивная группа, адаптация ребенка с нарушением зрения в группе общеразвивающей направленности, офтальмо- гигиенические требования.

С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть серьезные проблемы. Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений в вопросах охраны зрения. Это обусловлено и тем, что не все дети с нарушением зрения имеют возможность посещать специализированные дошкольные учреждения.

Учитывая интеграцию воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях, в последнее время нашли широкое распространение и функционируют инклюзивные группы. Итак, ребенок с нарушением зрения идет в обычный детский сад. Эти дети находятся в ситуации интеграции в группу здоровых детей. Воспитатели общеобразовательных групп в первую очередь сталкиваются с особенностями их интеллектуального, личностного и социального развития. Специально созданные условия помогают ребенку, как члену инклюзивной группы, безболезненно адаптироваться, комфортно чувствовать себя в кругу сверстников.

Педагогический коллектив детского сада № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада», имеющий многолетний опыт работы с детьми со зрительной патологией, предлагает свое видение решения проблемы.

Рекомендации по сопровождению детей с нарушениями зрения в группах общеразвивающей направленности.

Таблица 1

 

п/п

Компоненты режима

дня

 

Деятельность педагога

 

 

1.

 

 

Прием детей

Вести контроль:

-за наличием очков окклюзии (наклейки на глаз) тщательно прилегающей к глазу ребёнка (исключить подглядывание) и соблюдением времени её ношения.

 

 

 

 

2.

 

 

Утренняя гимнастика

Соблюдать показания и противопоказания при выполнении упражнений.

Оказывать ребенку индивидуально – дифференцированную помощь!

Уменьшение дозировки в прыжках, беге.

Использовать зрительные ориентиры (плоскостные и объёмные геометрические фигуры, предметы в стационарном (неподвижном) положении), яркие, красочные для развития функций фиксации и локализации взора.

 

 

3.

 

 

Прием пищи

Формировать у ребёнка знания о пользе продуктов, улучшающих зрение.

Стимулировать ребёнка употреблять в пищу продукты, богатые: витамином группы «А» (сливочное масло, печень, яичный желток, абрикосы, морковь, свекла, баклажаны);

 

 

витамином группы «В» (молочные продукты, орехи грецкие, мясо, все

овощи);

витамином группы «С» (апельсины, дыня, смородина, томаты, шиповник, лимоны, сладкий перец).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регламентируемая образовательная деятельность

1.Выполнять офтальмо – гигиенические требования:

-освещенность группового помещения и учебной зоны согласно требованиям СанПиН;

-посадка детей: за первые столы – с амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – с достаточно высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

Демонстрационный материал для занятия вносится заранее для предварительного ознакомления, т, к. детям с нарушением зрения для восприятия необходимо больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим. Детям разрешать близко подходить к доске (к картине) для рассматривания.

Раздаточный материал используется разнообразный: плоскостной и объемный (игрушки, муляжи, и др.); размер – 2-3см - в зависимости от остроты зрения, с четко выделенным контуром на контрастном фоне. Работа с ним осуществляется детьми с гиперметропией и расходящемся косоглазии на горизонтальной поверхности стола, при миопии и сходящемся косоглазии – с использованием подставки.

Цвет материала преимущественно красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов и их оттенков, что стимулирует работу сетчатки глаз. Исключается ламинирование, покрытие лаком, использование глянцевых поверхностей на материале, т.к. даёт блики.

2. Соблюдать офтальмологический режим:

-чередование зрительной работы и отдыха;

-обязательное включение физминутки, зрительной гимнастики, элементов пальминга для снятия утомления;

-чередование работы зрительного анализатора с работой других анализаторов (слухового, тактильного).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регламентируемая образовательная деятельность (физическое развитие)

Соблюдать показания и противопоказания согласно рекомендациям врача

– офтальмолога.

При близорукости противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами и поворотами головы, сотрясением тела, резкими прыжками.

При косоглазии (в послеоперационный период) противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями (сопротивления, прыжки, перетягивание каната и др.).

Необходимо:

1.Применение во вводной части ориентиров (зрительных, слуховых, тактильных).

2.Оказание индивидуально – дифференцированной помощи 3.Снижение дозировки выполнения упражнений.

4 .Использование в подвижных играх движений с учётом характера

зрительных нарушений (при сходящемся косоглазии движения, связанные с направлением взора вверх и вдаль, при расходящемся движения, связанные с направлением взора вниз).

5 .Проведение в заключительной части зрительной гимнастики на развитие прослеживающей функции глаз с использованием визиотренажёров.

 

 

6.

 

 

Бассейн

Организовать индивидуальное сопровождение ребёнка с нарушением

зрения персоналом до бассейна, в душевую (при отсутствии очков, за руку). Осуществлять страховку при спуске ребенка в чашу спиной вперед. Использовать зрительные ориентиры (красные метки) на лестнице для

 

 

безопасного спуска в чашу, вдоль бортика для ориентировки во время

плавания.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

Прогулка

Оборудование участка яркое, красочное. Обеспечить наличие ориентиров

на асфальте и веранде для развития прослеживающей функции, фиксации взора, ориентировки в пространстве, в виде разноцветных дорожек, кругов и пр.

Использовать игры и упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата, развития бинокулярного и стереоскопического (глубинного) зрения: волейбол, баскетбол, серсо.

 

 

 

 

8.

 

 

Подготовка к дневному сну, дневной сон

Осуществлять контроль за выполнением детьми офтальмо-гигиенических

правил:

- очки снять двумя руками, аккуратно сложить дужки;

-протереть стекла очков носовым платком (чистой сухой или влажной салфеткой), положить очки в очечник стеклами вверх или вниз на специальную тканевую салфетку;

-проснувшись, умыться, аккуратно надеть очки двумя руками.

 

 

 

9.

 

 

 

Релаксация

Использовать пальминг для снятия зрительного напряжения, общего

расслабления; тактильный массаж ладонями (сильно растереть ладони рук, приложить к закрытым глазам так, чтобы они оказались в ямке ладоней, ребёнок должен почувствовать тепло: кровь прилила к глазному яблоку).

 

10.

Самостоятельная

деятельность детей

Вести контроль за соблюдением офтальмологического режима (см. п. №

4). Рассматривание книг, настольно – печатные игры выполняются сидя за столами.

 

Правильный режим дня, учет возрастных физиологических и психологических особенностей детей с нарушением зрения, соблюдение специфики проведения мероприятий в ходе режимных моментов, а также их соответствующее содержание - всё это создаёт основу для сохранения здоровья, способствует нормальному психофизическому развитию ребенка в детском саду.

 

Список литературы

1.      Плаксина  Л.И.,  Сековец  Л.С.  Коррекционно-развивающая  среда  в  дошкольных  учреждениях компенсирующего вида. – М.: ЗАО «Эсета-Кудиц», 2006-96с.

2.      Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения.- С- Пб.: «Каро», 2007- 256с.