Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Многолетние исследования, накопленный практический опыт в области специального образования, убедительно показывают, что для успешного обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходим учет их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей (Денискина В.З, Никольская О.С., Костин И.А., Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В., Лубовский В.И. и др.).

Под особыми образовательными потребностями (ООП) обучающихся с ОВЗ понимают потребности в создании условий для оптимальной реализации их актуальных и потенциальных возможностей в процессе обучения, как в школьный, так и дошкольный период, включая раннее детство [3].

Среди обучающихся с ОВЗ одну из наиболее многочисленных групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). В силу различных этиологических факторов им свойственны в разной степени выраженные трудности в учебной деятельности, обусловленные недостаточными познавательными способностями,  специфическими  расстройствами  психологического развития,  нарушениями организации деятельности и/или поведения, снижение умственной работоспособности. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР неоднородны по своему составу и уровню актуальности и различаются при разных вариантах развития внутри данной категории [4].

Вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ЗПР являются актуальными в работе Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманска (ТПМПК, комиссия). Анализ данных мониторинга, осуществляемого в рамках деятельности ТПМПК, показывает ежегодное увеличение количества обучающихся с ЗПР в образовательных организациях города (Таблица).

Таблица

 

Возраст детей с ЗПР

Учебный год (чел.)

2013/14

2014/15

2015/16

2016/17

Дети дошкольного возраста

274

250

225

290

Дети школьного возраста

105

113

124

139

 

Географическое положение, климатические условия Кольского Заполярья (сочетание колебаний температуры, атмосферного давления, жесткий ветровой режим, световая апериодичность и выраженный УФ-дефицит) обусловливают отнесение территории Мурманской области к зоне дискомфортных районов с элементами выраженной экстремальности [8]. Следствием влияния неблагоприятных природно- климатических факторов, техногенного загрязнения внешней среды (крупные горно-металлургические предприятия, атомный ледокольный флот и др.) является увеличение детей с проблемным течением психофизиологического развития в онтогенезе [9]. Усугубляются структура и степень выраженности их задержанного развития, характерным становится значительное снижение в сравнении с возрастной нормой уровня интеллектуального развития обучающихся, которое по качественным характеристикам приближается к феноменологии легкой умственной отсталости и имеет отчетливые признаки церебрально- органической недостаточности.

Существенные различия в образовательных возможностях и потребностях младших школьников с ЗПР ставят перед специалистами ТПМПК и педагогами, реализующими образовательную практику по вариантам адаптированных общеобразовательных программ 7.1 и 7.2. (инклюзивное и интегрированное образование), новые профессиональные задачи, связанные с проектированием и реализацией индивидуальных образовательных стратегий данной категории обучающихся [5].

Первостепенной становится оценка, как актуальных возможностей ребенка с ЗПР, так и определения «зоны его ближайшего развития», выступающей в качестве показателя компенсаторных возможностей, характеристики выраженности нарушения и определения дальнейшей стратегии коррекционно-развивающей работы. При этом значительная роль в коллегиальной работе ТПМПК принадлежит деятельности олигофренопедагога. В команде специалистов он более других нацелен на диагностику младшего школьника в контексте его учебной деятельности.

Анализ современных моделей деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, описанных в работах Вильшанской А.Д., Грибовой О.Е., Комовой Н.С., Кулаковой Е.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М., позволяет обозначить основные организационно-методические аспекты диагностической деятельности олигофренопедагога ТПМПК в контексте реализации стандартов образования обучающихся с задержкой психического развития.

Содержание данной деятельности, основываясь на принципах, коррекционной педагогики и специальной психологии, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР, в соответствии со структурой и характером нарушения, его влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Е.А Стребелева и др.).

Диагностический инструментарий олигофренопедагога составляют методики, широко используемые в коррекционной педагогике и специальной психологии, в том числе в деятельности ПМПК, описанные в работах Венгер А.А., Забрамной С.Д., Зейгарник Б.В., Леонгард, С.Д., Рубинштейн С. Я., Стребелевой Е.А. и др. Точность выбора методик - важная особенность дефектологического обследования. Владея широким диагностическим арсеналом, олигофренопедагог дифференцирует его по первоочередным задачам, определяемым ситуацией обследования, проявляет гибкость в подборе методик с учетом состояния и предполагаемого развития ребенка.

Большое значение при определении характера и механизмов нарушения учебной деятельности ребенка с ЗПР придается психолого-педагогическому анализу. В наибольшей степени это относится к дифференциальной диагностике. Данные, полученные олигофренопедагогом в результате многостороннего обследования, должны носить не описательный, а объяснительный характер, основываться на определенных закономерностях [8]. Качественный анализ результатов изучения ребенка при дефектологическом обследовании включает: оценку обучаемости ребенка; умение работать по образцу, инструкции; умение работать самостоятельно; потребность в помощи и восприимчивость к помощи педагога; характер оказываемой помощи; необходимое для выполнения задания количество «уроков»; способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (Иванова А.Я., Вильшанская А.Д., Рубинштейн С.Я.) [1].

Наблюдение олигофренопедагога за ребенком, в том числе в ходе работы других специалистов комиссии, позволяет оценить степень сформированности деятельности ребенка в целом – ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения задания.

При обследовании детей школьного возраста с ЗПР олигофренопедагог анализирует мотивационный (принятие задачи ребенком, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе), операционный (планирование деятельности в соответствии с целью задания, поиск адекватных способов решения и др.), регуляционный (самоконтроль, самооценка) компоненты учебно- познавательной деятельности. Анализируются временные показатели, темп самостоятельной работы, уровень работоспособности. Оценивается общий уровень сформированности компетенций, знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, дается общая характеристика учебной деятельности.

В условиях системного подхода олигофренопедагог проводит диагностику ребенка и формулирует заключение в условиях междисциплинарной работы специалистов комиссии. Преодолевая сформированную мультидисциплинарным подходом склонность к автономизации оценок особенностей ребенка, наблюдаемых в процессе обследования, олигофренопедагог, психолог, детский психиатр, учитель-логопед и другие специалисты комиссии составляют целостное представление о ребенке, исходящее из принципов личностного подхода к диагностике и организационно опираются, прежде всего, на «функциональный диагноз» (Коробейников И.А.). Максимальная индивидуализация конкретных проблем ребенка, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволяют определить приоритеты в дальнейшей коррекционной работе, повысить точность и эффективность тех или иных воздействий. Детализированное феноменологическое описание групп детей с ЗПР на начальном этапе школьного обучения, дифференцированных на основе наиболее вероятных комбинаций признаков задержанного развития и степени их выраженности, представлено в работах И.А. Коробейникова, Н.В. Бабкиной [4].

Представленные в статье организационно-методические аспекты, являются приоритетными в задачах обновления и совершенствования деятельности олигофренопедагога ТПМПК, являются необходимыми условиями, способствующими повышению качества и эффективности психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья.

 

Список литературы

 

1.                   Интернет-ресурс http://pmpkbirsk.ucoz.ru/Priem/kursi/razdel_6.3-oligofrenopedagog.pdf. Дата обращения: 22.11.2017.

2.                   Интернет-ресурс http://www.inclusive-edu.ru/proekt-1/materialy-proekta/. Дата обращения:11.11.2017.

3.                   Интернет-ресурс http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml. Дата обращения:11.11.2017.

4.                   Коробейников И.А., Н.В. Бабкина Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3–13

5.                   Кузьмичева Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. – 2017. - № 5. – С.62-70.

6.                   Кузьмичева Т.В. Инклюзивное образование в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 63-67.

7.                   Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития. – 2015.-№ 6.-С.47- 55.

8.                   Попова О.Н., Щербина Ю. Ф. Климатогеофизическая характеристика Кольского Заполярья // Экология человека. 2012. №5. С.3-7 Специфика организации дистанционного обучения детей-инвалидов в условиях Кольского Заполярья /