Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОЗИТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Ум в представлениях людей является очень большой ценностью, и в связи с этим интеллектуальное недоразвитие рассматривается как серьезная, отчасти отталкивающая окружающих инвалидность. Это приводит к тому, что многие родители, впервые узнавшие об отсталости своего ребенка, оказываются тяжело потрясенными. Они чувствуют себя оглушенными, ошеломленными, обескураженными. У некоторых возникает реакция отрицания. Они не могут примириться со  случившимся и отрицают очевидное: «Мой ребенок совершенно здоров!» Если отклонения в развитии тяжелы и очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители сами начинают замечать, что с ребенком что-то неладно. Когда установление диагноза затягивается, родителям тяжело свыкнуться с мыслью, что у ребенка могут быть какие-то отклонения в развитии и он нуждается в специализированной помощи. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования. Чувства вины, стыда, гнева и, чего уж тут скрывать, поиск виновных приводят к тому, что родители не способны принять ситуацию адекватно. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Иногда реакцию родителей можно сравнить с реакцией незаслуженно обиженного человека: «В чем я провинился, почему это должно было случиться именно со мной?».

Рождение «особого» ребенка прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация. Способность семьи справиться с этой ситуацией зависит от многих факторов, в том числе от степени умственной отсталости ребенка и тяжести его социальной дезадаптации. В тех семьях, которым удается преодолеть возникшие трудности, основной опорой матери является ее муж. Но, чаще всего, мужу гораздо труднее принять ситуацию «неуспешного» ребенка, тяжелее смириться с тем, что все внимание, весь ритм изменившейся жизни подчинен только малышу с умственной отсталостью. Семья распадается.

Следует отметить, что и в нераспавшихся семьях проблемы ребенка зачастую отвлекают мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Изоляция от общества еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способствуя его дезадаптации.

Поэтому исключительно бережного отношения требует к себе семья ребенка с отклонениями в развитии. При первой же встрече специалиста ДОУ с матерью, после обследования ребенка и сообщения об отклонениях в развитии, у нее возникают вопросы: «А сможет ли мой ребенок обучаться в общеобразовательной школе?» или даже: «Разве он не сможет окончить институт?», «У него не будет высокооплачиваемой работы, семьи?». Отвечая на подобные вопросы, педагоги ДОУ, работающие с детьми с отклонениями в развитии, всегда должны помнить об этике общения. При этом важно учитывать каждую мелочь: характер беседы, интонацию голоса, взгляд, мимику, а главное, оценивать и контролировать каждое сказанное близким слово.

Во всех случаях специалистам следует избегать преждевременных пессимистических выводов относительно прогноза развития ребенка.

Родители не всегда могут правильно оценить возможности своего малыша и его успехи: завышают или занижают их. В подобных случаях необходима помощь специалиста, который покажет, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или  иного  задания, и обучит  приемам, позволяющим добиться положительного результата. Прежде всего, необходимо показать матери пусть даже самые незначительные успехи ее ребенка в развитии, как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнерами. Не следует акцентировать внимание на неудачах и неадекватных поступках ребенка. Это обижает родителей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверительности отношений специалиста и родителей. Разговор с родителями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. При этом педагогам, работающим с семьями «нестандартных» детей, необходимо учитывать постоянные стрессовые ситуации, которые испытывают такие семьи, и оказывать им терапевтическую помощь, а не наоборот, еще больше травмировать родителей своими нетактичными высказываниями в их адрес и в адрес ребенка. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. Родители — взрослые люди и ни в чем перед педагогами не провинились, всегда необходимо исходить из того, что рождение больного ребенка может произойти в любой семье. Если мать после беседы уходит подавленная, разуверившаяся в каких-либо возможностях продвижения в развитии своего ребенка, это можно считать «антипсихотерапией» (А.Р. Маллер).

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители ребенка с проблемами в развитии, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к встречам со специалистами. Конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам.

Каждый педагог, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько близкие понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Очень важным аспектом оптимизации сотрудничества с родителями является привлечение их  к коррекционной работе и участию в жизни образовательного учреждения.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществляется поэтапно. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего, следует научить их внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, а также обучить некоторым приемам по уходу, воспитанию и обучению, особенно важно, конкретным приемам коррекционной работы.

Основные направления в работе специалистов с семьей По В.В.Ткачевой это следующие направления:

ü Гармонизация семейных взаимоотношений.

ü Коррекция психологического состояния матери.

ü Коррекция детско-родительских отношений.

ü Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

ü Обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

ü Обучение специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка. Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

ü Коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

ü Формирование понимания проблем ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (" Он у меня такой же, как все "), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить?»).

ü Постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).

ü Повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

ü Коррекция внутреннего психологического состояния: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

ü Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью дефектологов, психологов; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

Более эффективные результаты в оказании коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии дает индивидуальная работа специалиста с родителями.

Формы индивидуальной работы с родителями.

ü Демонстрация приемов работы с ребенком.

ü Конспектирование матерью занятий, проводимых специалистом.

ü Совместное выполнение упражнений со своим ребенком.

ü Чтение специальной литературы, рекомендуемой специалистом.

ü Реализация творческих замыслов в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с семьей. В работе специалиста можно выделить три основных этапа:

Первый этап направлен на привлечение матери к образовательному процессу. Специалист должен убедить мать ребенка с проблемами в развитии в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование  увлечения матери процессом развития ребенка.  Педагог показывает возможность осуществления маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает специалист.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Именно проявление творчества, по мнению В.В. Ткачевой, позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, изменить свои установки и ценности.

В свете последних тенденций общества к такому явлению как инклюзия, необходимо сообщить родителям

ребенка-выпускника ДОУ о доступных формах интеграции. Такая информация имеет успокаивающий эффект. Существует несколько моделей, реализация которых предполагает  участие в этом процессе специалистов  в области специальной педагогики и специальной психологии. Последний помогает педагогам общеобразовательных учреждений организовать обучение и воспитание ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для большинства детей с отклонениями в развитии доступны частичная и особенно временная формы интеграции, способствующие ранней социализации детей с отклонениями в развитии.

Именно позитивный настрой на сотрудничество, возможность родителей видеть успешные, адекватные перспективы в развитии своего ребенка, позволяет расширить выбор эффективных форм педагогического воздействия и отвечает интересам «нетипичного» ребенка и его семьи. И только совместные усилия многих людей: педагогов, врачей, специалистов, и главное, родителей, помогут ребенку с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценной частью не только общественной, но и своей собственной жизни.

 

Список литературы

1.      Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.— М., 1995.

2.      Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.

3.      Гордеева Т.В.Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста- дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) //Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—65.

4.      Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976

5.      Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника. Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1997.

6.      Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. и Семейное воспитание детей с отклонениями  в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

7.      Михаэлис К.Т. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М., 1988.

8.      Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—64.

9.      Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. — 2000. — № 2. — С. 38—41.

10.   Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.// Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3—11

11.   Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30—36. /

12.   Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 1998.

13.   Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности  материнского  отношения  к  ребенку  с интеллектуальным недоразвитием// Дефектология. — 1995. — № 5. — С. 34—40.

14.   Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 3—11.