20 января 2018г.
Среди всех недостатков здоровья человека умственная отсталость считается самой распространенной. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с умственной отсталостью. По данным Министерства образования и науки РФ, из 600 тысяч общего количества учащихся, с отклонениями в развитии 40% составляют дети с интеллектуальными нарушениями[9]. В то же время, статистические данные не до конца откровенны. Умственная отсталость – явление до конца не изученное и не понятое. Определен лишь круг факторов, способствующих проявлению болезни, однако точно прогнозировать ее появление сегодня не способен никто[6].
На сегодняшний день особого внимания заслуживает реабилитация лиц с нарушением интеллекта. Исходная целью их реабилитации является социальная интеграция и «включенность» в социальные структуры. Отношение необходимо формировать, как у самих инвалидов, так и у окружающих, и не менее важно формировать верные представления о возможностях реабилитации и коррекции лиц с ментальными нарушениями у специальных педагогов и специалистов организации работы с молодежью. Именно они должны активно помогать таким людям интегрироваться в различные социальные объединения, такие как детский сад, школа, спортивные секции, кружки, а дальше рабочие коллективы и другие союзы. Эту задачу необходимо решать совместно с родителями, педагогами, ответственными за социальную поддержку организациями, где специальный коррекционный педагог и организатор работы с молодежью является связующим звеном. Человек с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью может воспользоваться своим правом и возможностью участвовать в социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, вместе с остальными членами общества в благоприятных условиях.
Профессиональное образование педагогов-дефектологов и специалистов организации работы с молодежью в России рассматривается сегодня как многоуровневый процесс, который обусловлен потребностями практики в постоянном профессионально-личностном развитии специалистов в условиях стремительного обращения к образовательной интеграции и динамичного качественного изменения сферы трудовой деятельности в обществе [9]. Среди актуальных проблем теории и методики профессионального образования специалистов, работающих с инвалидами, особое место занимает проблема их подготовки.
Люди с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи и специалисты работы с молодежью. Такие профессии получают люди после окончания обучения в институтах. Во время учебы каждый студент изучает достаточно дисциплин, в число которых малым образом входит освоение программ по реабилитации инвалидов посредством адаптивной физической культуры и спорта.
Спорт и АФК для лиц с ограниченными возможностями является не только комплексом мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде, но и особенным миром взаимоотношений, который интересует, упорядочивает внимание на новых обстоятельствах, переключает психическую деятельность, формирует эмоции и настроение.
Благодаря спорту и АФК человек с ограниченными возможностями здоровья преодолевает психологические барьеры, которые препятствуют ощущению полноценной жизни, а также происходит сознание необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества[2].
Сегодня в РФ реабилитация инвалидов проводится в соответствии с законодательством на основе индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА). Индивидуальная программа реабилитации и абилитации – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [7]. В новой форме ИПРА, которая вступила в силу 1 января 2016 г, добавлены раздел: «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделен отдельно от социальной реабилитации)». Физическая культура и спорт, несомненно, являются важным фактором для реабилитации, интеграции и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями.
Опыт многих практикующих врачей свидетельствует, что специалисты, работающие с инвалидами, зачастую испытывают недостаток объективной, взвешенной, достоверной информации по проблеме адаптации пациентов с интеллектуальными нарушениями[4]. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования. Прежде всего, это касается практических вопросов оказания помощи данной категории пациентов. Поэтому будущим специальным педагогам и специалистам, организовывающим работу с молодежью, необходимо иметь представление о данной проблеме, быть способным к выстраиванию отношений с данной категорией лиц и их родственниками, к оказанию реальной помощи по их интеграции в современном обществе, знать основы нормативно-правовых документов, регулирующих социально-медицинские взаимоотношения и социально-юридическую поддержку лиц с проявлением когнитивных нарушений и имеющийся накопленный опыт работы с данной категорией лиц [3].
Существует всемирное движение, занимающееся организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведением соревнований для лиц с нарушениями интеллекта - Специальная Олимпиада России[8]. Миссия Специальной Олимпиады - проводить в течение круглого года спортивные тренировки и соревнования по различным олимпийским видам спорта для детей и взрослых с недостатками в умственном развитии. Предоставляя им на постоянной основе возможность развивать свою физическую форму, проявлять мужество, испытывать радость и делиться достижениями, навыками и дружескими чувствами со своими семьями, другими спортсменами Специальной Олимпиады и обществом в целом. Программа двигательной активности, разработанная представителями специальной олимпиады, может в полной мере способствовать интеграции людей с интеллектуальными нарушениями в общество.
На базе ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета» (НГПУ) и Томского Университета Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР) было проведено исследование среди магистрантов 1 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Организация и содержание специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья» и студентов 4 курса, направление «Организация работы с молодёжью» с целью оценки уровня информированности о возможностях реабилитации и коррекции лиц с интеллектуальными нарушениями с использованием адаптивной физической культуры (АФК) и спорта.
Студентам предложена анкета-опросник. Анкета включала следующие вопросы: 1. Перечислить методики реабилитации для лиц с интеллектуальными нарушениями. 2. Считаете ли Вы возможным использование АФК и спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями?,
3. Назовите организации, которые официально занимаются этой проблемой в г. Новосибирске, г. Томске.
Так же студентам было предложено ознакомление на практике с эффективностью методики двигательной активности, разработанной представителями Специальной Олимпиады России.
Результаты проведенного анкетирования выявили, что 68% опрошенных студентов не были знакомы с возможностями АФК в реабилитации инвалидов с интеллектуальными нарушениями, из них 54% сомневались в эффективность использования данной методики у этих лиц. После ознакомления с методикой двигательной активности процентное соотношение изменилось - 100% и 23% соответственно.
Ознакомления студентов позволяет выделить перспективные направления в разработанных методиках АФК, которые способствуют реабилитации, адаптации, интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями, тем самым увеличивая его функциональные возможности.
Данное исследование позволяет сделать вывод, что студенты, будущие специальные педагоги и организаторы работы с молодежью, мало осведомлены о возможностях АФК и спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями. В процессе ознакомления с методикой двигательной активности у них сформировались представления о перспективных методиках АФК, которые способствуют реабилитации, адаптации, интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями, тем самым увеличивая его функциональные возможности.
Быстрота смены образовательных планов специалиста, работающего с лицами имеющими ограничения в здоровье, диктует пересмотр содержания и процесса обновления у него профессиональных компетенций и моделирование содержания образовательных программ подготовки специалистов в сфере реабилитации и социализации посредством адаптивной физической культуры и спорта. Это должно осуществляться, как и в условиях вузовского обучения, так и самообразования.
Список литературы
1.Ашмарин Б. А. Методы обучения /Б. А. Ашмарин //Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. фак. Физ. культуры пед. институтов по специальности 03.03 Физ. культура \Под ред. Б. А. Ашмарина и др. - М.: Просвещение, 1990.
2.Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт,2007.
3.Дума С.Н., Мельникова М.М. «Формирование мотивации у студентов по социальному сопровождению лиц с проявлением деменции». Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее : материалы Международной науч.-практич. конференции под ред. О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой ; Мин-во образования и науки РФ, Новосибирск : Изд-во НГПУ с.146-1501.
4.М. М. Мельникова, Дума С.Н. « Формирование элементов профессиональных компетенций у студентов по специальности «социальная» работа в курсе «содержание и методика социально- медицинской работы» журнал» Вестник педагогических инноваций»»№1(33) 2014 ;с. 27-345. 5.Онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mkb-10.com/
6. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили - М.: Советский спорт, 2009.
8. Официальный сайт Специальной Олимпиады России [Электронный ресурс] URL: http://special- olympics.ru/
9.Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. // [Электронный ресурс] - URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 12.10.17);
9.Филатова И.А. Деонтология в специальной педагогике: теоретико-методологические основания исследования деонтологической подготовки педагогических кадров : монография. – Екатеринбург, 2011. – 177 с.