Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

В связи с утверждением ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности.

Что такое «культурные практики»? Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников - организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, чтение художественной литературы. Они могут быть дополнены другими культурными практиками: практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое. В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике. Реализация данных условий в коррекционно-развивающей работе возможна в следующих видах культурных практик:

1.Свободные     практики     детской    деятельности     (игра,     продуктивная    деятельность,     познавательно- исследовательская деятельность и др.).

2 .Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).

3.Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) 4.Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи).

Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами». ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. Указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий».

Результатом освоения ребёнком культурных практик является становление универсальных культурных умений, которые обеспечивают его активную социальную и продуктивную деятельность, вхождение в мир культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребёнка как уникальную личность.

Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в послед- нее время на разных образовательных уровнях (Т.Б. Алексеева, Н.Б. Крылова, СВ. Масловская, А.В. Шилова и др.). В коррекционно-развивающем процессе культурные практики дают ребенку возможность получить собственный опыт, как результат манипуляций или деятельности, у которой есть определённая цель, а также знания, переданные педагогом.

Интеграция различных видов культурных практик в работе учителя-логопеда, расширяет возможности дошкольника в образовательной деятельности.

-   Создание здоровьесберегающей среды,

-   Формирование культуры здоровья,

-   Коммуникативно-речевая деятельность /практики,

-   Игровая деятельность /практики,

-   Познавательно- исследовательская деятельность / практики,

-   Партнерство с родителями / практики.

Культурные практики обеспечиваются созданием условий, которые помогут детям вместе со взрослым или самостоятельно познавать новое, добывать экспериментальным, поисковым путём практический    опыт,    который    впоследствии    будет    анализироваться    и    преобразовываться.

В заключение хочется отметить, что используемые культурные практики открывают для детей новые грани активности, новое содержание жизни и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и приобретенных культурных эталонов.