Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Проблема изучения мотивации учебной деятельности имеет достаточно давние традиции рассмотрения в современном психолого-педагогическом знании ей посвящено множество публикаций и среди них работы: Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Я.Л. Коломинского и мн. других.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Понятие мотивации включает в себя широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины».

Исторически так сложилось, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках образования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Сложность и многоаспектность мотивации учения определяется множественностью подходов к пониманию ее сущности многих авторов: А.С. Марковой, Л.И. Божович, М.И. Лукьяновой, В.М. Матюшкиной, П.М. Якобсон. Наиболее полным, по нашему мнению, является определение мотивации учения И.И. Лукьяновой, «мотивация учения – это система потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждение к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными умениями»[2].

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой- либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах [4]. Он может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься, выделять из других. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. “Интересно” - неинтересно” - основные критерии детей.

Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи; 2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательных интересов являются содержание учебных материалов и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. [4, с.12]. Эти виды включают широкую группу стимулов.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Этот период является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка, изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками [1].

Малодетность современной молодой семьи повышает уровень тревоги за своего ребенка, родитель обеспокоен тем, насколько успешно будет учиться его ребенок в школе. Этот социальный запрос родителей во многом изменил нынешнюю подготовку дошкольников к школьному обучению, делая ее более информатизированной. Однако, как показало наше исследование, не всегда ребенок с хорошей интеллектуальной подготовкой к школе имеет сформированную внутреннюю мотивации. учения.

Родителями стало модно использовать дополнительные возможности, современной системы дополнительного образования к 5-6 годам, ребенок посещает школу развивающего обучения, занимается с логопедом, репетитором по английскому языку, в кружке танцев или спортивной секции. Это приводит к тому, что ребенок интеллектуально вполне готов к восприятию первичных школьных знаний, он читает, складывает, вычитает, обладает знаниями цвета, формы и т.д., обладает определенными навыками учебной деятельности, основанной в основном на натаскивании ребенка. Однако плотный график занятости ребенка вытесняет развитие его ведущего вида деятельности – игры, в которой развиваются все необходимые новообразования данного возраста, в итоге мы получаем интеллектуализированного и не наигравшегося ребенка, без достаточного опыта взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, без навыка подчинения правилам игры.

Внешние мотивы активно поддерживаются системой семейного воспитания. Мамы, папы, бабушки и дедушки активно рассказывают о том, как здорово в школе, включаются в соревновательную покупку школьных принадлежностей, столь привлекательно и ярко оформленных в ноше время, в обсуждение и выбор школьной формы. Забывая, при этом, готовить ребенка к адекватному восприятию школьных трудностей и, формированию навыка их преодоления.

Приход в школу на основе эйфорического восприятия новой, еще не известной деятельности и удовлетворительного уровня учебной мотивации, позволяет ребенку окончить первую четверть в школе вполне пристойно и даже с положительными эмоциями. Однако к началу третьей четверти, ребенок сталкивается с необходимостью сотрудничества с другими детьми, пересказом текстовых фрагментов, требующего опоры на понятийный аппарат, а не на механическое заучивание, с возрастающей сложностью учебного материла, интеллектуальной и физической усталостью, что не может не сказаться на снижении мотивации учебной деятельности и даже на разочаровании в школьном обучении.

На основании всего выше сказанного, мы можем предположить, что искусственная и навязанная ребенку интеллектуализация искажает формирование мотивации учебной деятельности, может способствовать развитию негативного отношения к процессу обучения (его отношение к школе).

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2, г. Арзамас, Нижегородской области. Количество испытуемых – 50 человек (учащиеся 1-х классов). Из них 27 мальчиков и 23 девочки, в возрасте 6,5-8 лет.

Исследование мотивации учебной деятельности младших школьников осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: 1) проективная карточная методика «Исследование мотивации учения младших школьников» (М.Р. Гинзбург); 2) Отношение к школе (Е.И Рогов.).

В ходе исследования нами были получены следующие результаты по изучению учебной мотивации и отношению первоклассников к школе и процессу школьного обучения.

Так, в 1 учебном полугодии 2016-2017 уч.г. 25 учащихся первых классов имеют высокий уровень учебной мотивации, что составило 50% от общего числа обследованных первоклассников, участвующих в экспериментальном исследовании. Во втором учебном полугодии результат сохраняется неизменным – 50% детей имеют высокий уровень. Таким образом, учебной мотивации первоклассников в целом, оценивается, как средняя и носит устойчивый характер.

Результаты изучения учебной мотивации, описанные нами выше, могут свидетельствовать о наличии возможности снижения интереса первоклассников к учебной деятельности на основе доминирования игровой мотивации, того, что ребенок сталкивается с новыми требованиями к освоению учебного материала, не знакомыми ему в ходе подготовки к школе и школьному обучению, и это, несмотря на наличие достаточно прочного запаса знаний, сформированного у него на более ранних этапах развития.

Анализ данных по шкале «Отношение к школе» показал, что в первом учебном полугодии 2016- 2017 уч.г в первом учебном полугодии 36 учащихся имели высокий уровень позитивного отношения к школе (72% от общего числа наблюдаемых первоклассников), а во втором учебном полугодии - лишь 24 учащихся (48%). Таким образом, мы наблюдаем снижение количества детей, положительно воспринимающих школу и учебную деятельность в конце учебного года, по сравнению с его началом, на 24%.

Таким образом, в 1-ых классах на 2016-2017 уч.г.г. к концу второго учебного полугодия наблюдалось снижение уровня позитивного отношения к школе и школьному обучению. Это может свидетельствовать о том, что у ребят с игровой мотивацией во время учебного процесса быстро наступает утомление, им сложно включаться в учебный процесс во второй половине урока, они приходят в школу, в большей степени для того, чтобы пообщаться, продемонстрировать новые игрушки, поиграть на переменах. Однако, следует отметить, что снижение позитивного отношения к школе наблюдалось практически у всех учащихся [2].

Исходя из всего выше сказанного, следует, что учителям начальной школы следует обращать внимание формирование познавательного интереса учащихся и развитие мотивации учения .

Педагогам, в ходе работы с учащимися первых классов, на начальном этапе обучения, необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к обучающимся 1-х классов, прививать им желание учиться, помнить о большом значении похвалы. В ходе учебного процесса чаще использовать знаки поощрения для развития учебной мотивации, поскольку у многих детей игровая мотивация играет роль доминирующей.

Важно обращать внимание на эмоциональную составляющую урока. Следует осуществлять постоянную поддержку обратной связи с учащимися на уроке, оказывать психолого-педагогическую поддержку учащихся с трудностями в обучении, регулярно закреплять пройденный учебный материал и вести профилактику утомляемости внимания учащихся на уроке. Учитель должен научить детей правильно задавать вопросы, осуществлять выводы в завершающей части урока.

Вместе с этим, необходимо обеспечивать высокую информационную насыщенность урока, загружать детей работой на уроке, рационально чередуя различные виды деятельности. Не следует застревать на лёгком материале, а планомерно давать задания повышенной сложности для развития детской одарённости.

Таким образом, мотивация учебной деятельности современных старшеклассников носит весьма неустойчивый характер и вою собственную специфику формирования. В ходе подготовки ребенка к школьному обучению в условиях семейного воспитания необходимо делать упор е на внешнюю привлекательность обучения в школе, а скорее на сам процесс получения новых знаний. Ребенка необходимо готовить к тому, что в процессе обучения он не только встретится с трудностями, но будет способен их преодолевать сам, с помощью учителя или других взрослых, при необходимости.

 

Список литературы

 

1.       Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 30 – 33.

2.       Калинина, Т.В., Кочкина, Э.А. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в социально-психологической адаптации ребенка к школьному обучению/ Т.В. Калинина, Э.А. Кочкина // Современные исследования социальных проблем. -2017. -т. 8. -№ 1-2. с. 170-174.

3.       Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможность формирования. – Ульяновск-Томск,2003.

4.       Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Владос, 2007.- 286 с.