28 января 2017г.
Кто не ценит собственного здоровья, Тот меньше заботится и о других людях.
В.М.Шепель
Человек в нашем обществе все более, становится основной творческой производительной силой и от уровня развития его способностей, будет зависеть развитие всех производительных сил государства [1, c. 68].
Нескончаемый поток постоянно меняющейся информации обрушивается сегодня на человека, вынуждает его в кратчайшие сроки самоопределяться, что приводит к стрессовым ситуациям и потере здоровья. Одной из многих человеческих способностей, способность к самоорганизации является, на наш взгляд, очень важной способностью для самостабилизации и внутреннего равновесия в современном мире.
Воспитание такой способности у подрастающего поколения-актуальная задача педагогики на современном этапе. Воспитание - это не принудительное введение ребенка к намеченным педагогом целям, а деятельность, направленная на то, чтобы «наводить ребенка на размышления, возбудить чувства, умственную и волевую деятельность, приучить его владеть и управлять собой» (П. Ф. Лесгафт) [3, c. 80].
На наш взгляд, самоорганизация - это важнейшее субъектное свойство человека, выражающееся в его (индивидуума) взгляде на себе и системе его сознательных действий, направленных на достижение определенной цели, реализация которой требует самооценки, самосознания, самоубеждения, самоприказания, самопринуждения, а иногда и самоотказа.
Способность к самоорганизации помогает человеку более гибко, повышая приспособляемость, реагировать на непредсказуемые и постоянно меняющиеся условия (и влиять на них). Это же в полной мере можно отнести и к социальным явлениям современности.
Для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Отказ от авторитарной педагогики выдвигает на первый план личность ученика, удовлетворение его запросов, развитие его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований.
В человеке заложен высший параметр порядка, который концентрирует его творческий потенциал. Несоблюдение этих правил приводит к нарушению равновесия, что и произошло в настоящее время, когда на повестку дня поставлен вопрос о выживании человечества [4, c 175-178].
Поэтому образование и педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы, человек может действительно стать свободным и сознательным.
Но, « педагогика социализации» не ставила перед собой задачи развития у детей способности к самопознанию, самоопределению, а значит и самоорганизации, не изучала их как субъекта выбора - это не ее предмет. Педагогика «насилия» нанесла непоправимый ущерб здоровью подрастающего поколения [6, c. 6-8].
В последнее десятилетие статистика приводит страшные цифры детских заболеваний. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка. Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют:
- низкий уровень жизни;
- социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка в России;
- ухудшение состояние здоровья матерей;
- дефицит двигательной активности;
- недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности;
- безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- неполноценное питание.
Следовательно, стадия модернизации активно вступила в системе дошкольного образования. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости.
Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.
Основная цель дошкольного образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности. И.И. Брехман акцентировал внимание на определяющем значении формирования у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства [2, c 35-36].
Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений в детском саду это путь к здоровьесбержению.
Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье (по концепции Федеральных государственных стандартов).
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения).
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей [4, c.3].
В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину [5, c. 28-30].
Таким образом, здоровьесбережение в детском саду можно рассматривать как, перспективную систему современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе.
В МБДОУ детский сад №16 города Хабаровска образовательный процесс по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы и профилактической работы медицинского блока, включает:
- проведение дней здоровья,
- занятия валеологического содержания,
- досуги, викторины на оздоровительную тематику,
- чтение художественной литературы,
- знакомство детей с традициями и культурой русского народа, с родным городом,
- с правилами безопасного поведения и т. д.
Так же, оно включает в себя систему профилактики различных заболеваний, коррекционную работу в специализированных группах, витаминопрофилактику, противоэпидемическое направление.
Большое значение в нашем дошкольном учреждении отводится закаливающим мероприятиям, таким как воздушные процедуры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия, тонизирующая гимнастика, формирование осанки, хождение босиком, профилактика заболеваний дыхательных путей.
В своей работе, мы все чаще обращаемся к инновационным технологиям, это использование тактильной дорожки, массажеров, ритмопластики, логоритмики, минуты релаксации.
Сбалансированный рацион ребенка является одним из обязательных условий развития и роста детского организма. Наличие в меню фруктов, овощей, отварного мяса, злаков, молочных продуктов. В ДОУ проводится контроль над соблюдением норм здорового питания, соответствующие требованиям.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по вопросам здоровьесбережения ребенка предусматривает освещение ряда актуальных вопросов по профилактике заболеваний дыхательных путей, развитию общей и мелкой моторики, по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения. С родителями проводятся беседы, консультации на тему охраны здоровья ребенка. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в физкультурных мероприятиях, праздниках, мероприятиях ДОУ (соревнования, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями- спортсменами и др.).
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции.
В ходе нашей работы с родителями не обошли стороной и семейные традиции по здоровьесбержению и привитию культуры спорта в семье из поколения в поколение. Изучение семейных традиций включает такие темы как:
- «семейный стол»;
- «мы ходим в походы»;
- «лыжные прогулки»;
- «мы ходим в баню» и т. д.
Безусловно, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, родители поделятся своим опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
Таким образом, деятельность по сохранению и улучшению здоровья детей занимает особое место в воспитательном процессе любого образовательного учреждения. Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, дети были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Список литературы
1. Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающих технологии В.Ф. Базарного» (электронный ресурс) http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html
2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. "Развивающая педагогика оздоровления", Москва "Линка- Пресс"/2000 г.
3. Педагогика и психология здоровья. /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». (электронный ресурс)
5. Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» (текст) //А.М. //Методист. – 2007.ст.11
6. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Москва: Политиздат, 1985.
7. Информация о методике В.Ф. Базарного (электронный ресурс) http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html