Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Авторы:
Город:
Новозыбков
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В настоящее время в процессе обучения истории значительное место на уроке занимает самостоятельная работа. Она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как основных качеств личности и способствует развитию их умственных способностей. Очень часто на уроке истории умственные способности учащихся бывают ограничены подражанием, дублированием правил, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Это не совпадает с современными требованиями образовательных стандартов, призывающих к формированию разносторонне развитой личность, готовой к адаптации в потоке ежедневно меняющейся информации. Поэтому важной задачей учителя истории является, не только вооружить школьников историческими знаниями, но и построить урок так, чтобы он побуждал их мыслить, рассуждать, находить выход из любой сложной ситуации.[4] Для решения данной задачи необходимо уделять на уроке внимание самостоятельной работе и созданию необходимых условий для ее проведения.

Под самостоятельной работой на уроке следует понимать деятельность учащихся, направленную на достижение учебной цели без непосредственного вмешательства учителя, но под его контролем в специально отведенное для этого время. [3].

Таким образом, можно говорить о том, что основная цель применения самостоятельной работы учащихся на уроке – развитие мышления, умения анализировать и обобщать учебный материал, производить сравнение, делать собственные выводы, развивать творческие способности. Такой вид деятельности на занятии направлен на поиск учащимися рациональных путей решения поставленных задач и анализ представленных результатов.

С целью выявления роли самостоятельной работы на уроке истории, мы провели анкетирование в МБОУ СОШ №9 города Новозыбкова, Брянской области, в котором приняли участие учащиеся 9 А класса. Вопросы анкеты были направлены на оценку отношения учащихся к самостоятельной работе на уроке истории, что привлекает их в этой деятельности, какие формы самостоятельной работы чаще всего использует учитель, какие виды самостоятельной работы наиболее интересны, возникают ли сложности при выполнении работы и какая помощь учителя при этом необходима. На основе анализа полученных результатов мы получили следующую картину.

Учащиеся в основном нейтрально или положительно относятся к выполнению самостоятельной работы на уроке истории. На наш взгляд, это обусловлено тем, что учащимся нравится самостоятельно искать наиболее приемлемые пути решения проблемы и находить выход из сложной ситуации.

Школьники воспринимают проведение самостоятельной работы, как неотъемлемую часть урока. Для одних это  возможность пополнить и  углубить свои знания, проявить самостоятельность. Другие преследуют цель получить хорошую отметку, тем самым заслужив похвалу и одобрение от родителей и учителя. Но есть и такие учащиеся, у которых самостоятельная работа вызывает страх столкнуться с затруднениями при выполнении заданий, получить неудовлетворительную отметку. Мы выяснили, какую именно цель преследуют учащиеся при выполнении самостоятельной работы. Большинство учащихся при выполнении самостоятельной работы преследует цель пополнения и углубления знаний. Меньшее количество школьников привлекает возможность проверки своих знаний, примерно в равной степени школьники ответили, что при выполнении самостоятельной работы они хотят проявить самостоятельность и получить хорошую отметку. Ни один из анкетируемых не стремится при выполнении учебной задачи получить одобрение со стороны учителя, родителей. Это свидетельствует о том, школьники понимают цель самостоятельной работы, осознают ее учебную роль и трезво оценивают уровень своих знаний.

История как учебный предмет предлагает большой спектр различных видов самостоятельных работ на уроке. Само содержание учебного процесса предполагает, что учащиеся должны освоить исторический материал, при этом применяя не механическую память, а логическую. Большое количество текстов, исторических документов, наглядных пособий требует от ученика высокого уровня развития мышления для полного анализа представленных источников.[1] В процессе обучения учителем могут применяться различные виды самостоятельной работы. Это может быть работа с учебником истории; работа с дополнительными историческими источниками: документами, картой; заполнение различных хронологических таблиц; подготовка докладов, рефератов по определенной теме; выполнение творческих тематических заданий. На основе проведенного исследования среди учащихся, наиболее приемлемым для них видом самостоятельной работы является подготовка рефератов и докладов, а также творческие задания. Это говорит о желании учащихся самостоятельно «добывать» информацию и проявлять свой скрытый потенциал.

Выделяются следующие формы самостоятельной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Индивидуальная форма, предусматривает следующее, учащимся предоставляются разные варианты задания, это предотвращает «дублирование» ошибок друг друга и более качественное выполнение работы.

Фронтальная форма предусматривает организацию познавательной деятельности со всем классом одновременно. Преимуществом данной формы является создание условий для проверки учащимися своих знаний, возможность высказать свое мнение, посредством необходимой аргументации.

Существует также групповая форма сотрудничества учащихся Ее можно использовать для совместной работы с материалом учебника или исторического документа, карты, взаимной проверки письменных заданий. Разнообразие форм самостоятельной работы позволяет учителю подобрать наиболее оптимальную форму в соответствии с логикой урока и информативной базой, требующей проверки.[2]

На основе нашего исследования мы выявили следующую закономерность: учитель на уроке истории чаще все использует фронтальную форму работы, реже индивидуальную, групповая форма используется крайне редко. Это говорит о стремлении учителя выявить  индивидуальные знания отдельного ученика.

Существует множество рекомендаций учителю по организации самостоятельной работы на уроке истории. Прежде всего, предлагается тщательно продумать план урока, определить содержание и место самостоятельной работы, ее вид и форму организации. Также необходимо учитывать возрастные и личностные качества учеников: подбирать задания, соответствующие по содержанию, форме и методам работы, возрасту учащихся, помнить о том, что разным ученикам для выполнения одного задания требуется разное количество времени. [3]

Для успешного проведения самостоятельной работы учитель должен следить за ходом ее выполнения. При выполнении работы учащимся необходимо предоставить полную самостоятельность, но учитель должен быть готов в любой момент прийти на помощь, если в этом возникает необходимость. По мнению большинства учеников, помощь учителя при выполнении самостоятельной работы должна состоять из объяснения спорных и трудных моментов, а также проверке и анализе результатов. Еще одной важной задачей учителя является заблаговременная проверка готовности учащихся к выполнению данной самостоятельной работы, заключающаяся в следующем: знают ли они необходимый материал, имеют ли при себе необходимые средства для выполнения работы, владеют ли приемами, требующимися для достижения поставленной учебной цели. Задания должны предполагать не выполнение действий по шаблону, а поиск новых решений проблемы, творческого подхода. Самостоятельная работа должна проводиться регулярно и органично включаться в учебный процесс.

Основными пожеланиями учащихся по организации самостоятельной работы на уроке истории, явились следующие, учитель должен чаще предлагать творческие задания, предлагать задания на выбор, предоставлять индивидуальные задания. Данная информация говорят о желании учащихся, иметь возможность выбора приемлемого задания, при выполнении самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа на уроке истории является важной частью учебного процесса, позволяющей выявить уровень знаний и качество усвоения материала, а также на основе типичных ошибок учащихся, скорректировать и улучшить процесс изучения истории в школе. На основе проведенного нами исследования, мы выявили, что отношение учащихся к выполнению самостоятельной работы во многом зависит от правильно организованных учителем условий для самостоятельной деятельности, предложенных видов и форм самостоятельной работы, соответствующих возрастной аудитории класса, и позволяющих реализовать личный потенциал каждого ученика. Только при соблюдении всех критериев организации самостоятельной работы на уроке истории, можно говорить о качестве ее выполнения.

 

Список литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. 479 с.

2. Белгородская, Л. В. От факта к пониманию / Л. В. Белгородская // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 3. - С. 25 - 30.

3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984. 304с.

4. Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993. 205 с.