Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Реформирование высшего профессионального образования в России сопровождается целым рядом проблем, для решения которых необходима ревизия устаревших и традиционных форм обучения, поиск и разработка эффективных методов и соответственно инновационных обучающих технологий. Последние, с одной стороны, должны опираться на требования Федерального государственного стандарта, а с другой – учитывать международные стандарты в образовании с целью подготовки специалистов в области иностранного языка, способных конкурировать на рынке труда.

Поэтому назрела необходимость пересмотра концептуальных основ обучения иностранному языку, которые позволят комплексно решать поставленные задачи и обеспечивать качественный обучающий процесс формирования ключевых и специальных компетенций специалиста. Альтернативой старым концепциям является «продуктивный подход» как инновационная методологическая основа иноязычного образования. Разработка методологии этого подхода на сегодняшний день связана с необходимостью решения целого ряда теоретико-методологических задач для обеспечения эффективности и целостности иноязычного образовательного процесса в вузе [4].

Как показывают наши наблюдения и практические разработки в этой области применение продуктивного подхода к обучению иностранному языку (ИЯ) в высшей школе формирует у студентов способность конструирования собственного (личностного) иноязычного речевого продукта, представляющего собой субъективно новый интеллектуальный образовательный результат, обладающий практической ценностью для образования в целом и самообразования в том числе. Необходимо подчеркнуть, что студент, периодически используя помощь преподавателя, самостоятельно приобретает лингвистические знания и развивает соответствующие компетенции [2].

Проявляемое при этом творчество как способность создавать новые речевые продукты, и в этом смысле как целеполагающая характеристика будущего специалиста, представляет собой не просто «деятельность», а является своеобразным механизмом развития личности, поскольку при этом имеют место внутренние изменения психики личности – спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, изменчивость состояния сознания [3]. Приобретаемые знания становятся личностными достижениями студента, а рефлексия, являясь основой самосознания, саморегуляции и самоактуализации, обеспечивает личностное саморазвитие.

Продуктивное иноязычное образование как творчески ориентированный процесс овладения иностранным языком, обеспечивает самоопределение и саморазвитие личности студента, способной конструировать модель собственного иноязычного образования. Это соответствует определению продуктивного обучения как результативной организации и последующего становления личностной и социальной деятельности, определяющей поисковый, творческий, преобразовательный характер учебного познания, в ходе которого накопленный социальный опыт личность усваивает в качестве субъективно нового продукта [1].

Исходя из вышесказанного, следует полагать, что продуктивный подход к обучению ИЯ может быть положен в основу организации эффективного иноязычного образования в вузе.

Модернизация образования, таким образом, в нашем понимании априори предполагает развитие научно-педагогических идей повышения продуктивности учебно-воспитательного процесса на различных ступенях обучения, сориентировав их, во-первых, на развитие необходимых свойств и качеств личности обучающегося, а, во-вторых - на разработку адекватных эффективных технологий управления процессом образования в целом. Именно поэтому, в новых государственных стандартах учитываются идеи развития самостоятельности обучающихся, ориентированность учебно-воспитательного процесса «на результат», получаемый в ходе творческого самостоятельного исполнения.

С уверенностью можно утверждать, что новые образовательные формы, методы, средства и технологии, предусмотренные в современных образовательных стандартах, должны быть подвергнуты определённой модификации с целью развития у  обучающихся навыков работы с большими потоками информации, ориентации на информационно-деятельностный подход к обучению, самостоятельную творческую работу. Соответственно, от качества, или продуктивности организации системы обучения в значительной степени зависит и развитие личностных качеств изучающих ИЯ [5].

В этом плане следует отметить, что ответственность педагога за организацию и реализацию учебной деятельности, которая должна обеспечивать социализацию индивида, его самоопределение и саморазвитие, существенно возрастает. Усвоение обучающимся продуктивных способов практической и интеллектуальной деятельности должно стать ведущей целью современного иноязычного образования, а продуктивность учебно-воспитательного процесса в данном случае будет обеспечиваться развитием самостоятельной познавательной активности изучающих ИЯ. Следовательно, к основным задачам развития и модернизации современного иноязычного образования относится - целенаправленная подготовка изучающих ИЯ к инициативной, самостоятельной учебно-познавательной деятельности, её объективной критической рефлексии и самообразованию в течение всей жизни. Потому необходимость внедрения соответствующих лингводидактических технологий, позволяющих обеспечивать качественную иноязычную подготовку выпускника вуза становится одной из стратегических задач образования.

В рамках продуктивного подхода нами разработана система продуктивных лингводидактических технологий, в которую входит модульная технология продуктивного лингвистического чтения, направленная на интенсификацию самостоятельного чтения студентов на иностранном языке и формирование лингвистической компетенции обучаемого. Продуктивное лингвистическое чтение как вид самостоятельной работы над изучаемым языком предполагает осознанную направленность внимания читающего на языковую форму - установку на обогащение лексического запаса при помощи чтения.

Анализ языковых средств в процессе продуктивного лингвистического чтения связан, прежде всего, с лексическим и стилистическим уровнями текста с целью определения того,  за счёт каких языковых средств автор достигает выражения коммуникативного намерения, решает коммуникативную задачу и т.д. Осуществление данного вида учебной деятельности способствует не только более глубокому пониманию текста, но и авторского стиля.

На лексическом уровне текста объектом анализа для студента является главным образом незнакомая лексика, лексические единицы, встречающиеся в контекстуальном значении, специфические авторские обороты речи. Здесь целесообразно говорить о таких видах учебной деятельности как использование словарей, перефразирование, толкование значения и смысла текста, также изучение знакомых лексических единиц, встречающихся в новом контексте, употребление которых обуславливается ситуацией общения, особенностями употребления, коммуникативными задачами общения и др. В процессе продуктивного лингвистического чтения обучаемый учиться определять взаимосвязь между языковыми средствами и реализуемыми смысловыми задачами.

Определение стилистических особенностей текста связано с анализом средств выразительности, воздейственности, художественности, отражённых как в предложении (фразе), так и в большем по объему смысловом куске. К ним можно отнести эмоционально-оценочные средства, различные стилистические приемы, авторские средства выразительности и др. Целью стилистического анализа текста является понимание настроений и отношений героев, проникновение в замысел автора и др., результатом чего может быть толкование значения и смысла текста с точки зрения идеи, замысла автора и интерпретация соответствующих этому языковых средств.

При этом глубокое, осознанное восприятие определенных языковых явлений позволяет обучаемому составить необходимую языковую картину изучаемого языка и культуры. Поэтому данный вид чтения можно рассматривать как проявление продуктивного стиля работы над изучаемым языком. Такое отношение к изучению ИЯ составляет важнейшее качество изучающего ИЯ и является показателем уровня сформированности лингвистической компетенции.

Кроме этого модульная технология продуктивного лингвистического чтения на ИЯ является одним из стратегических средств развития умений целеполагания, так как основывается на построении индивидуальной учебной траектории каждого отдельно взятого студента. Так обучаемый уже на стадии ознакомления с текстом, его общим характером и ситуативной предпосылкой продуцирует определённые личностные установки и ожидания от работы с данным лингвистическим материалом, производит анализ и прогнозирование использования информации, содержащейся в тексте. Вследствие этого обучаемый ставит перед собой определённые образовательные задачи, направленные на смысловое, осознанное восприятие и интерпретацию текста и содержащегося в нём иноязычного речевого материала.

В ходе реализации обозначенной технологии обучения происходит развитие способности студента, в сотрудничестве с преподавателем и самостоятельно, осознанно ставить промежуточные цели и учебные задачи овладения различными аспектами изучаемого языка, определять соответствующий конечный речевой продукт, корректно оценивать необходимые текстовые материалы, выбирать рациональные способы учебной деятельности в соответствии с личностным смыслом изучения ИЯ.

Другими словами, происходит развитие позиции студента «Я-преподаватель», то есть студент умеет самостоятельно, или  опираясь на помощь преподавателя, определять и  оценивать свои  реальные потребности в изучении ИЯ в целом и в его конкретных аспектах, проводить своеобразный личностный анализ и оценку потребностей. При этом студентом осознаётся механизм функционирования языка в реальном общении и механизм его освоения. Последний, как правило, связан для изучающего ИЯ с типичными ошибками и типичными трудностями, которые у него возникают, и оценкой своих способностей в изучении ИЯ.

 

Список литературы

 

1.     Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М., 2000.

2.     Еремин Ю.В., Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Культурфилософские основания стратегии реформирования иноязычного образования в высшей школе (продуктивный подход) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - Февраль 2013, ART 1961. - CПб., 2013 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1961.htm

3.     Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Вестник МГЛУ. Вып № 467. М., МГЛУ, 2002 г.

4.     Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты).Автореф. д.пед.н. – СПб., 2012.

5.     Koryakovtseva N.F. The use of new technologies in language education and learner autonomy // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 3 (689). С. 40-47.