Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В ходе исследования применялось анкетирование. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систем отношений (З.А. Аксютина, Н.В. Колмогорова) [3, с. 112].

В ходе анкетирования было опрошено 200 курсантов Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Омск) разных курсов. Ответы на вопрос, связанны с исследованием характеристик воспитательной среды в военном вузе, представлены на рис. 1.


Условные обозначения:

1 – коллективизм и войсковое товарищество;

2 – верность традициям;

3 – уважение к старшим по званию и опыту службы;

4 – взаимопомощь;

5 – высокие требования к деловым и нравственным качествам человека;

6 – изоляция от культурной жизни страны (региона);

7 – сложности в общении;

8 – трудности адаптации к условиям армейской жизни;

9 – относительная «закрытость» военного социума.

Рис. 1. Характеристика курсантами воспитательной среды военного вуза (в %).

Анализ полученных данных говорит о том, что наиболее существенными характеристиками, по мнению курсантов, выступают: сложности в общении (90%); изоляция от культурной жизни страны (региона) (88%); взаимопомощь (78%), а также коллективизм и войсковое товарищество (64%).

Вместе с тем вызывают тревогу такие особенности воспитательной среды как уважение к старшим по званию и опыту службы (36%), относительная «закрытость» военного социума (34%), высокие требования к деловым и нравственным качествам человека (28%), верность традициям (26%) и трудности адаптации к условиям армейской жизни (24%), которые выступают базовыми характеристиками воинской службы.

Выявляя позитивные явления, свойственные воинской среде (второй вопрос) обнаружено, что наиболее существенными являются: определенность в планах на жизнь (42%); возможность упрочить свой социальный статус в обществе и курсантском коллективе (34%); возможность самоутвердиться, проявить себя (12%) (рис. 2).




Условные обозначения:

1 – определенность в планах на жизнь;

2 – возможность упрочить свой социальный статус в обществе и курсантском коллективе;

3 – возможность самоутвердиться, проявить себя;

4 – другое.

Рис. 2. Позитивные явления свойственные воинской среде.

В следующем вопросе определялись личностные качества современного офицера (рис. 3). Приведем результаты ранжирования ответов по убывающей: чувство собственного достоинства (92%); карьеризм (80%); настойчивость, инициатива (72%); самоотверженность (68%); образованность (32%); умение строить отношения в коллективе (28%); культура речи и поведения (12%); интеллигентность (8%); честность (6%); скромность (2%). Вызывает тревогу полученная тенденция в описании личности офицера, выраженная в акцентировании такого качества как карьеризм, и потеря таких качеств, как интеллигентность, честность и скромность.



Условные обозначения:

1 – чувство собственного достоинства;

2 – карьеризм;

3 – настойчивость, инициатива;

4 – самоотверженность;

5 – образованность;

6 – умение строить отношения в коллективе;

7 – культура речи и поведения;

8 – интеллигентность;

9 – честность;

10   – скромность.

Рис. 3. Личностные качества присущие современному офицеру.

Интересными для сравнения являются данные исследования А. Оборского наиболее значимых профессиональных качеств офицеров, позволяющих им успешно управлять подразделениями – это профессиональное мастерство (49%), организаторские способности (43%), умение работать с людьми (43%) и авторитет среди подчиненных (28%)» [3, с. 70-77].

Курсанты отмечают, что в процессе получения военного образования происходит развитие профессионально-важных качеств (рис. 4). Так, умение подчинять свои желания служебной необходимости сформировано у 98% испытуемых, умение жить в коллективе сформировано у 88%, физическую выносливость отметили – 84%, морально-психологическую устойчивость – 70%, ответственность за порученное дело – 60%, умение принимать самостоятельно решения – 58%, верность воинскому долгу – 56%, целеустремленность  – 50%, самообладание   –   48%, инициативность  –   34%. Однако навыки руководителя и организатора, решительность и навыки в методике обучения и воспитания подчиненных не отметил ни один испытуемый.


Условные обозначения:

1 – умение подчинять свои желания служебной необходимости;

2 – умение жить в коллективе сформировано;

3 – физическая выносливость;

4 – морально-психологическая устойчивость;

5 – ответственность за порученное дело;

6 – умение принимать самостоятельно решения;

7 – верность воинскому долгу;

8 - целеустремленность;

9 - самообладание;

10   - инициативность.

Рис. 4. Профессионально-важные качества, развиваемые у курсантов военного вуза.

Полученные данные позволяют утверждать, что для более продуктивной организации социального воспитания необходимо:

Разработать систему мероприятий по активизации таких направлений образа жизни курсантов как верность традициям; уважение к старшим по званию и опыту службы и высокие требования к деловым и нравственным качествам человека. Активизировать работу по проектированию портрета выпускника- курсанта. Исходя из посыла  О.Ю. Ефремова и С.Э. Зверева, которые выделили основные традиции в военном воспитании, к которым были отнесены: установка на победу, упор на обучение, воспитание уверенности в своих силах, создание в обучении достоверной атмосферы боя, стремление к сохранению жизни, дух товарищество, опора на религию [2, с. 61-66], ориентировать курсантов на выделенные традиции.

·            Осуществлять организацию воспитательных мероприятий предполагающих совместную деятельность курсантов и командиров и направленных на формирование решительности, навыков руководителя и организатора, а также навыков в методике обучения и воспитания подчиненных в образовательном процессе военного вуза. Осуществлять воспитательный процесс с учетом наиболее эффективных форм, влияющих на процесс воспитания в военном вузе.

·            В образовательном процессе продолжать осуществлять целенаправленную деятельность по формированию интереса к профессиональной деятельности.

Список литературы

 

1.Аксютина  З.А.,  Колмогорова  Н.В.  Методология     и     методика    психолого-педагогических исследований. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 214 с.

2.    Ефремов О.Ю., Зверев С.Э. Отечественные традиции и зарубежный опыт воспитания войск // Военная мысль. – 2013. – №11. – С. 61-66.

3.   Чеботарева Н.В. Социально-психологические особенности различных категорий// Военная мысль.– 2009. – №7. – С. 70-77.